ОСП   ООП   к алгоритмизации   СУБД   ЯиМП   3GL   4GL   5GL   технологии прогр.

Объектно-событийное программирование

Событийно-ориентированное программирование

  1. Сфера применения событийно-ориентированного программирования
  2. Применение событийно-ориентированного программирования в серверных приложениях
  3. Мультиплексирование в событийно-ориентированного программирования
  4. Примеры реализаций событийно-ориентированного программирования
  5. Применение событийно-ориентированного программирования в настольных приложениях
  6. Языки событийно-ориентированного программирования
  7. Инструменты и библиотеки для событийно-ориентированного программирования
Событийно-ориентированное программирование, СОП, создание событийно-управляемых программ, event-driven programming - парадигма программирования, в которой выполнение программы определяется событиями - действиями пользователя (клавиатура, мышь), сообщениями других программ и потоков, событиями операционной системы (например, поступлением сетевого пакета).
СОП можно также определить как способ построения компьютерной программы, при котором в коде (как правило, в головной функции программы) явным образом выделяется главный цикл приложения, тело которого состоит из двух частей: выборки события и обработки события.

Как правило, в реальных задачах оказывается недопустимым длительное выполнение обработчика события, поскольку при этом программа не может реагировать на другие события. В связи с этим при написании событийно-ориентированных программ часто применяют автоматное программирование.

Сфера применения событийно-ориентированного программирования

Событийно-ориентированное программирование, как правило, применяется в следующих случаях:

Применение событийно-ориентированного программирования в серверных приложениях

Событийно-ориентированное программирование применяется в серверных приложениях для решения проблемы масштабирования на 10 тыс. одновременных соединений и более. Обычно это делается в среде версионных, а не транзакционных систем.

В серверах, построенных по модели «один поток на соединение», проблемы с масштабируемостью возникают по следующим причинам:

Серверное приложение при событийно-ориентированном программировании реализуется на системном вызове, получающем события одновременно от многих дескрипторов (мультиплексирование). При обработке событий используются исключительно неблокирующие операции ввода-вывода, чтобы ни один дескриптор не препятствовал обработке событий от других дескрипторов.

Мультиплексирование в событийно-ориентированного программирования

Для мультиплексирования соединений могут быть использованы следующие средства операционной системы:

Примеры реализаций событийно-ориентированного программирования

Применение событийно-ориентированного программирования в настольных приложениях

В современных языках программирования события и обработчики событий являются центральным звеном реализации графического интерфейса пользователя. Рассмотрим, к примеру, взаимодействие программы с событиями от мыши. Нажатие правой клавиши мыши вызывает системное прерывание, запускающее определенную процедуру внутри операционной системы. В этой процедуре происходит поиск окна, находящегося под курсором мыши. Если окно найдено, то данное событие посылается в очередь обработки сообщений этого окна. Далее, в зависимости от типа окна, могут генерироваться дополнительные события. Например, если окно является кнопкой (в Windows все графические элементы являются окнами), то дополнительно генерируется событие нажатия на кнопку. Отличие последнего события в том, что оно более абстрактно, а именно, не содержит координат курсора, а говорит просто о том, что было произведено нажатие на данную кнопку.

Обработчик события может выглядеть следующим образом (на примере C#):

        private void button1_Click(object sender, EventArgs e)
        {
            MessageBox.Show("Была нажата кнопка");
        }

Здесь обработчик события представляет собой процедуру, в которую передается параметр sender, как правило содержащий указатель на источник события. Это позволяет использовать одну и ту же процедуру для обработки событий от нескольких кнопок, различая их по этому параметру.

Языки событийно-ориентированного программирования

В языке C# события реализованы как элемент языка и являются членами классов. Механизм событий здесь реализует шаблон проектирования Publisher/Subscriber. Пример объявления события:

    public class MyClass
    {
        public event EventHandler MyEvent;
    }

Здесь EventHandler — делегат, определяющий тип процедуры обработчика событий. Подписка на событие производится следующим образом:

            myClass.MyEvent += new EventHandler(Handler);

Здесь myClass — экземпляр класса MyClass, Handler — процедура-обработчик. Событие может иметь неограниченное количество обработчиков. При добавлении обработчика события он добавляется в специальный стек, а при возникновении события вызываются все обработчики по их порядку в стеке. Отписка от события, то есть удаление обработчика производится аналогично, но с использованием оператора «-=».

Разные языки программирования поддерживают СОП в разной степени. Наиболее полной поддержкой событий обладают следующие языки (неполный список):

Остальные языки, в большей их части, поддерживают события как обработку исключительных ситуаций.

Инструменты и библиотеки для событийно-ориентированного программирования

ОСП   ООП   к алгоритмизации   СУБД   ЯиМП   3GL   4GL   5GL   технологии прогр.

Знаете ли Вы, что объектно-ориентированное сборочное программирование - это разновидность сборочного программирования:
- основанная на методологии объектно-ориентированного программирования; и
- предполагающая распространение библиотек классов в виде исходного кода (obj) или упаковку классов в динамически компонуемую библиотеку (dll).

Bourabai Research Institution home page

Боровское исследовательское учреждение - Bourabai Research Bourabai Research Institution