к оглавлению

ВЕЛИКИЙ М.В. ЛОМОНОСОВ: ТАК НАЧИНАЛАСЬ РУССКАЯ НАУКА

проф. В.И. Бояринцев

МОЗАИКА, ПРОИСХОЖДЕНИЕ СВЕТА И ТЕОРИЯ “ТРЁХ ЦВЕТОВ”

В середине 1750-го года в Петербург прибыл из Италии живописец Преннер, доставивший графу Воронцову мозаичный портрет Елизаветы Петровны работы известного мастера Аллессандро Кокки по оригиналу Людовика Каравака, находящийся в настоящее время в павильонном зале Эрмитажа. Портрет произвел сильное впечатление на Ломоносова умелым подбором красочных оттенков при передаче богатого наряда императрицы – серебряной парчи платья, синего муара ленты, алмазов и сапфиров её драгоценного убора. Ломоносов посвятил этому портрету стихи, начинавшиеся словами:

Фортуну вижу я в тебе или Венеру
И древнего дивлюсь художества примеру...

Мозаика так поразила Ломоносова, что он о мозаичных картинах он написал:

Чрез множество веков себе подобны зрятся
И ветхой древности грызенья не боятся.

Ломоносов в 1752-м году пишет И.И.Шувалову “Письмо о пользе стекла к высокопревосходительству господину генерал-поручику, действительному её императорского величества камергеру, Московского университета куратору и орденов Белого Орла, Святого Александра и Святые Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное 1752 года”, начинающееся словами:

Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже минералов,
Приманчивым путём блистающих в глаза:
Не меньше пользы в нём, не меньше в нём краса.
Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;

И ныне от нее на верьх их возвращаюсь,
Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу.
И как я оное хваля воспоминаю,
Не ломкость лживого я счастья представляю.
Не должно тленности примером тое быть,
Чего и сильный огнь не может разрушить,
Других вещей земных конечный разделитель:
Стекло им рождено; огонь его родитель.

Кончается письмо словами:

Во зрительных трубах Стекло являет нам,
Колико дал творец пространство небесам.
Толь много солнцев в них пылающих сияет,
Недвижных сколько звезд нам ясна ночь являет.
Круг солнца нашего, среди других планет,
Земля с ходящею круг ней луной течет,
Которую хотя весьма пространну знаем
Но к свету применив, как точку представляем.
Коль созданных вещей пространно естество!
О коль велико их создавше божество!

Ломоносов сам неплохо рисовал, а здесь ещё в нём заговорил учёный-химик: он решил разгадать секрет изготовления смальты, разноцветных стеклянных брусочков. В своей химической лаборатории Ломоносов приступает к опытам, мечтая создать смальту не хуже итальянской. Работа продолжалась три года, прежде чем удалось получить стекло самых разных цветов и оттенков.

Ломоносов разрабатывал теорию трёх цветов, исходя из своего понимания физической природы света. Он считал, что белый свет состоит из трёх основных цветов – красного, желтого и голубого. Он стал на эту точку зрения, ибо не мог и не хотел создавать громоздкой теории эфира для семи цветов, и потому, что хорошо видел, что на практике можно получать всё бесконечное разнообразие цветов, исходя из трех основных.

“Живописцы, – писал Ломоносов, – употребляют цветы главные, прочие чрез смешение составляют; то в натуре ли положить можем большее число родов ефирной материи для цветов, нежели она требует и всегда к своим действиям самых простых и коротких путей ищет?”

Ломоносовская теория трёх цветов хорошо увязывалась с тогдашними химическими представлениями о соляной, серной и ртутной “материях”, он полагает, что от “совмещения” с соляной материей происходит красный цвет, с серной – желтый, а с ртутной – голубой.

Результатом опытов по цветам и краскам явилось “Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее” – речь, произнесенная Ломоносовым на русском языке в публичном собрании Академии наук 1-го июля 1756-го года, впервые опубликованная на русском языке отдельной брошюрой в Санкт-Петербурге в 1757-м году.

В 1759-м году “Слово” было издано на латинском языке в расчёте на зарубежную научную общественность.

Своё “Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее” Ломоносов начинает с замечания о том, что цвета происходят от света, поэтому нужно прежде всего рассмотреть его причину и свойства. Имеются два основных мнения о природе света: одно “Гугения” (Хр. Гюйгенса) и “Картезия” (Р. Декарта), и другое “от Гассенда (П. Гассенди) начавшееся и Невтоновым (И. Ньютона) согласием и истолкованием важность получившее”.

В обоих случаях переносчиком света является эфир, различаются эти мнения лишь тем, каким движением его частиц передается свет. Ломоносов убедительно доказывает, что свет не может распространяться истечением эфира из светящего тела, как считали Гассенди и Ньютон.

М.В.Ломоносов считал, что зыблющееся (волновое) движение эфира приводит в движение “частицы первоначальных материй, тела составляющих”. Это и является, по мнению Ломоносова, физической основой дальнейшего цветового эффекта. Таким образом, Ломоносов искал зависимость между составом вещества и цветовым эффектом от него.

Крупнейший знаток оптических явлений академик С. И. Вавилов писал о теории цветов Ломоносова: “Нельзя не оценить её остроумия, глубокой оригинальности, а главное – интуитивного угадывания факта связи, резонанса между светом и веществом”.

Ломоносов писал в феврале 1754-го года Леонарду Эйлеру: “В течение трёх лет я был весь погружён в физико-химические испытания, касающиеся учения о цветах. И труд мой оказался не бесплодным, так как кроме результатов, полученных мною при различных растворениях и осаждениях минералов, почти три тысячи опытов, сделанных для воспроизведения разных цветов в стёклах, дали не только огромный материал для истинной теории цветов, но и привели к тому, что я принялся за изготовление мозаик”.

Научные и практические результаты исследований Ломоносова произвели большое впечатление за границей. “То, что Вы, славнейший муж, исследовали относительно наведения разных цветов на стёкла, достойно Вас. Наши химики считают особенно важным это открытие”, – писал ему из Берлина Леонард Эйлер 30-го марта 1754-го года.

В лаборатории Ломоносова была создана и первая мозаичная картина “Мадонна”, составленная из четырёх тысяч стеклянных кусочков, а в самой лаборатории уже не хватало места для новых произведений. Картина была преподнесена им императрице Елизавете, после чего Ломоносов взял себе в помощь двух учеников и вместе с ними составил мозаичный портрет Петра I.

Ломоносов думает о специальной фабрике, о больших мозаичных мастерских и просит правительство разрешить ему построить стеклянную фабрику “к пользе и славе” России.

Разрешение было получено, в 1753-м году Ломоносов получает от Елизаветы поместье в 64-х верстах от Петербурга в Усть-Рудицах и 200 душ крепостных для устройства стекольной фабрики; на реке была сооружена плотина, завертелись водяные колёса, заработали машины.

В благодарность за учреждение Усть-Рудицкой фабрики учёный подарил Сенату мозаичный портрет Петра I. В настоящее время эта картина хранится в Государственном Эрмитаже. Она сложена из крупных, неправильной формы, кусков колотой смальты. Пётр I изображён на ней в латах и порфире. По мнению искусствоведов, Ломоносову удалось создать один из самых выразительных и одухотворенных образов Петра I.

В 1756-м году Ломоносов получил от императрицы “погорелое место” на Мойке, отстроил на нём двухэтажный каменный дом и перенёс в него мозаичную мастерскую. В этот дом часто приезжали земляки великого учёного, а тем, которые стремились к знаниям, он помогал обосноваться в столице и получить образование. Так, например, он помог Федоту Шубину, ставшему выдающимся русским скульптором.

В результате, Ломоносовым было создано много замечательных мозаичных картин и портретов, среди которых выделялась картина “Полтавская баталия” в тяжёлой раме из позолоченной бронзы.

Портрет Петра I. Мозаика.
(набрана М. В. Ломоносовым)
1754-й год

Картины были столь хороши, что Академия художеств избрала Ломоносова своим почётным членом.

Всего в мастерских М.В.Ломоносова было создано около сорока мозаичных картин, из них найдены только двадцать одна, судьба остальных картин не известна.

За работы в области мозаичного искусства Болонская Академия наук (Италия) в 1764-м году избрала М.В.Ломоносова своим почётным членом. “Слава имени Вашего и до здесь достигла”, – писал секретарь Академии Ф. Цанотти. 12-го марта того же года “Учёные Флорентийские Ведомости” поместили статью, в которой подробно была описана деятельность Ломоносова в области изготовления цветных стёкол и составления мозаичных картин.

“Полтавская баталия”.
Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук
Санкт-Петербург. 1762-1764

Говоря о М.В.Ломоносове и его теории “трёх цветов”, вспомним, что современная теория цветной фотографии, цветного телевидения основана на “теории трёх цветов” – это красный, зелёный и синий. При этом считается, что:

– Значимой вехой в создании цветной фотографии стала теория зрительного восприятия и воспроизведения цветов, созданная Томасом Янгом в 1807 году. Он доказал, что любой цвет можно воспроизвести смешением 7 спектральных цветов, но для упрощённого воспроизведения вполне хватит и трёх базовых: синего, зелёного и красного. Примечательно, что об этом факте было давно известно художникам, но писать научные труды на эту тему они как-то не удосуживались.

Теория “трёхцветного зрения” (её основой как раз и стала теория зрительного восприятия) стала отправной точкой для практических опытов по созданию цветной фотографии. В частности, Герман Фогель открыл в 1871-м году эффект спектральной сенсибилизации фотоматериалов. Ему удалось научить серебряные пластинки “видеть” цвета предметов примерно так же, как их видит человеческий глаз (“История появления цветной фотографии” (Evolutsia.com).

М.В. Ломоносов
Титульный лист “Слова о происхождении света”

Отметим, что если художники не удосуживались разработать “теорию трёх цветов”, то это было сделано М.В.Ломоносовым за 53 года до Томаса Янга.

В наше время имеется мозаичное панно “Михайло Ломоносов”, выполненное в уникальной технике “Эмалевая мозаика Андрея Манджоса”. При создании произведения было использовано 13.650 медных пластинок, покрытых многоцветной горячей ювелирной эмалью. Каждая пластинка с эмалью подвергалась обжигу, как отдельное ювелирное изделие. Сюжет мозаики символичен. Ломоносова изображён на фоне его знаменитой мозаики – “Полтавская баталия”.

к оглавлению

Знаете ли Вы, в чем фокус эксперимента Майкельсона?

Эксперимент А. Майкельсона, Майкельсона - Морли - действительно является цирковым фокусом, загипнотизировавшим физиков на 120 лет.

Дело в том, что в его постановке и выводах произведена подмена, аналогичная подмене в школьной шуточной задачке на сообразительность, в которой спрашивается:
- Cколько яблок на березе, если на одной ветке их 5, на другой ветке - 10 и так далее
При этом внимание учеников намеренно отвлекается от того основополагающего факта, что на березе яблоки не растут, в принципе.

В эксперименте Майкельсона ставится вопрос о движении эфира относительно покоящегося в лабораторной системе интерферометра. Однако, если мы ищем эфир, как базовую материю, из которой состоит всё вещество интерферометра, лаборатории, да и Земли в целом, то, естественно, эфир тоже будет неподвижен, так как земное вещество есть всего навсего определенным образом структурированный эфир, и никак не может двигаться относительно самого себя.

Удивительно, что этот цирковой трюк овладел на 120 лет умами физиков на полном серьезе, хотя его прототипы есть в сказках-небылицах всех народов всех времен, включая барона Мюнхаузена, вытащившего себя за волосы из болота, и призванных показать детям возможные жульничества и тем защитить их во взрослой жизни. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.

Bourabai Research Institution home page

Боровское исследовательское учреждение - Bourabai Research Bourabai Research Institution