к оглавлению

ВЕЛИКИЙ М.В. ЛОМОНОСОВ: ТАК НАЧИНАЛАСЬ РУССКАЯ НАУКА

проф. В.И. Бояринцев

М.В. ЛОМОНОСОВ – ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ИСТОРИК

На протяжении первых восемнадцати лет существования Российской Академии наук русскую историю писали одиннадцать человек иностранцев-академиков, которые заложили фальшивые основы “русской истории”. Только в 1742-м году академиком был избран М.В. Ломоносов, бывший не только естествоиспытателем, но и историком. Оказавшись внутри Академии, он, по-видимому, быстро разобрался в происходящем. И тут же вспыхнула непримиримая борьба между ним и академиками-иностранцами за правильное освещение русской истории.

Сопротивление, оказанное М.В. Ломоносову, было сплоченным и яростным.

Михаил Васильевич Ломоносов был крупнейшим и первым истинно русским историком. Ему принадлежат сочинения:

от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Перваго или до 1054 года, сочинённая Михайлом Ломоносовым” (Санкт-Петербург,1766);

– замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера “Происхождение имени и народа российского” (1749-50 гг.);

– “Краткий российский летописец” (1760 г.);

– “Замечания на “Историю …” Вольтера” (1757-60, изд. 1829);

– “Замечания на  “Сибирскую историю” Г.Ф. Миллера (1751); 

– “Краткое описание разных путешествий по северным

морям…” (1763).

Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманнской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русского народа. Ломоносов разработал историческую концепцию формирования государства Российского, он не изолировал отечественную историю от европейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разных народов.

Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята и подтверждена позднейшей историографией.

 В обращении “К читателю” “Древней Российской истории”, в частности, говорится про Ломоносова, что он, “…положив намерение сочинить пространную Историю Российского народа, собрал с великим прилежанием из иностранных писателей, всё что ему полезно казалось к познанию состояния России прежде Рурика; и при том описал жития осьми первых великих Князей, сидевших на Российском престоле от 862 до 1054 года”.

М.В. Ломоносов выделял в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъёма и делил в связи с этим историю на шесть периодов:

– 1-й период – до Рюрика. Ему посвящена 1-я часть “Древней Российской истории”, в которой доказывается, что создателями Киевского государства являлись не скандинавские завоеватели, а местные, в основном славянские и отчасти угро-финские племена;

– 2-й период – от призвания Рюрика до смерти Ярослава I;

– 3-й период – до нашествия Батыя;

– 4-й период – до княжения Ивана III;

– 5-й период – от царствования Ивана IV до смерти Федора Алексеевича, характеризующийся усилением Русского государства в связи с присоединением новых народов на востоке и западе страны;

– 6-й период (от Петра 1 до Елизаветы Петровны) – превращение в могучую европейскую державу на основе начавшегося просвещения российского народа.

К сожалению, “Древняя Российская история” была доведена Ломоносовым только до 1054-го года. Как пишется во “Вступлении”: “Сочинитель, конечно, не преминул бы оной далее продолжить, ежели бы преждевременная его смерть, приключившаяся ему 4 Апреля 1765 году, добрага сего предприятия не пресекла: а между оставшимся после его письмами продолжения не найдено”.

Особый интерес, в свете теории славяно-чудского происхождения Древней Руси представляет первая часть “Древней Российской истории”, под названием “О России прежде Рурика”, состоящая из следующих десяти глав (цитируется):

  1. – О старобытных в России жителях и о происхождении российского народа вообще;
  2. – Величестве и поколениях славянского народа;
  3. – дальной древности славянского народа;
  4. – нравах, поведениях, и о верах славянских;
  5. – переселениях и делах словенских;
  6. – Чуди;
  7. – Варягах вообще;
  8. – Варягах Россах;
  9. – происхождении и древности Россов, о преселениях и делах их;
  10. – сообществе Варягов Россов с Новгородцами, также с южными славянскими народами, и о призыве Рурика с братьями на княжение новгородское.

На протяжении 117-ти лет в Российской Академии наук, начиная от её основания в 1724-м году до 1841-го года, из 34-х академиков-историков было всего лишь 3 русских академика: М.В. Ломоносов, Я.О. Ярцов и Н.Г. Устрялов.

Оценивая вклад в историю М.В. Ломоносова не надо забывать, что его “Древняя Российская история” долгое время оставалась единственным учебником русской истории, и за весь XVIII-й век академики-иностранцы не написали русской истории.

к оглавлению

Знаете ли Вы, что, когда некоторые исследователи, пытающиеся примирить релятивизм и эфирную физику, говорят, например, о том, что космос состоит на 70% из "физического вакуума", а на 30% - из вещества и поля, то они впадают в фундаментальное логическое противоречие. Это противоречие заключается в следующем.

Вещество и поле не есть что-то отдельное от эфира, также как и человеческое тело не есть что-то отдельное от атомов и молекул его составляющих. Оно и есть эти атомы и молекулы, собранные в определенном порядке. Также и вещество не есть что-то отдельное от элементарных частиц, а оно состоит из них как базовой материи. Также и элементарные частицы состоят из частиц эфира как базовой материи нижнего уровня. Таким образом, всё, что есть во вселенной - это есть эфир. Эфира 100%. Из него состоят элементарные частицы, а из них всё остальное. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.

Bourabai Research Institution home page

Боровское исследовательское учреждение - Bourabai Research Bourabai Research Institution