к оглавлению

ВЕЛИКИЙ М.В. ЛОМОНОСОВ: ТАК НАЧИНАЛАСЬ РУССКАЯ НАУКА

проф. В.И. Бояринцев

РУССКИЕ УЧЁНЫЕ И ПОЭТЫ О М.В.ЛОМОНОСОВЕ

Творчество Ломоносова в свое время привлекло внимание таких деятелей русской общественной мысли, науки, литературы и искусства, как Г.Р. Державин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь, К.Н. Батюшков, Н.А. Добролюбов, А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Менделеев, Г.В. Плеханов, К.А. Тимирязев и многие другие.

Выше уже говорилось о тех высоких оценках, которые заслужили работы М.В. Ломоносова со стороны знаменитого учёного Эйлера, в частности, писавшего: “все научные мемуары Ломоносова – не только хороши, но даже превосходны”.

Л. Эйлер назвал Ломоносова “гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и всей науке”.

Г. Державин (к портрету Михаила Васильевича Ломоносова) в 1779-м году писал:

Се Пиндар, Цицерон, Вергилий - слава россов,
Неподражаемый, бессмертный Ломоносов.
В восторгах он своих где лишь черкнул пером,
От пламенных картин поныне слышен гром.

Пояснение:

Пиндар – самый выдающийся представитель торжественной хоровой лирики древней Греции. Родился около 521-го года близ города Фив. Много путешествовал; некоторое время жил в Афинах, славу приобрел своими “эпиникиями” (победными одами в честь победителей на общегреческих состязаниях).

Цицерон – родился в 106-м до нашей эры, древнеримский политический деятель, оратор, писатель.

Вергилий – римский поэт, родился в 70-м году до нашей эры. 

Писатель-сатирик Денис Иванович Фонвизин (1744-1792), писатель-сатирик вспоминал, как в 1758-м году директор Университета И.И. Мелиссино привёз его и несколько других гимназистов в Петербург и представил их в присутствии Ломоносова И. И. Шувалову. В воспоминаниях Фонвизин писал: “Шувалов взял меня за руку, подвёл к человеку, которого вид обратил почтительное мое внимание. То был бессмертный Ломоносов! Он спросил меня: чему я учился? „По-латыни”, – отвечал я. Тут начал он говорить о пользе латинского языка с великим, надо сказать, красноречием”.

К.Н. Батюшков: “Воображение и сердце часто увлекали его в молодости: они были источниками его наслаждений и мучений, неизвестных, неизъяснимых обыкновенным людям. Конечно, не одна страсть к учению, которая не могла ещё вполне овладеть душою отрока, воспитанного среди болот холмогорских, не одна сия страсть, столь благородная и бескорыстная, принудила его оставить родину. Семейственные огорчения и некоторое тайное беспокойство души было к тому важнейшим побуждением. Но сие беспокойство, сие тусклое желание чего-то нового и лучшего, сия предприимчивость, удивительная в столь нежном возрасте, не означали ли великую душу и нечто необыкновенное?”

Н.М. Карамзин (“К портрету Ломоносова”, 1797-й год):

“В отечестве Зимы, среди её снегов, –
Сказал парнасский бог,– к бессмертной славе россов
Родись вновь Пиндар, царь певцов!”
Родился... Ломоносов.

В 1856-м году Н.А. Некрасов написал стихотворение “Школьник”, в котором отразились надежды поэта на обновление России в результате пробуждения духовной активности народа, чему должно было, по его мнению, способствовать просвещение.

В этом стихотворении в качестве образа для подражания поэт пишет об “Архангельском мужике” – М.В. Ломоносове:

– Ну, пошёл же, ради бога!
Небо, ельник и песок –
Невесёлая дорога...
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаёк.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый -
Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезёт в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь...
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, -

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

В 1840-м году Н.А. Некрасов пишет для детей “Юность Ломоносова. Драматическая фантазия в стихах”, которая заканчивалась словами:

Горжуся тем, что сердце россов
Умел я пеньем восхитить,
Что сын крестьянский Ломоносов
По смерти даже будет жить!

“Слог его, – писал Пушкин, – ровный, цветущий и живописный, заемлет главные достоинства от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным”.

Белинский указывал на великое значение поэзии Ломоносова в общем историческом ходе нашего литературного развития:

“Во времена Ломоносова нам не нужно было народной поэзии; тогда великий вопрос – быть или не быть заключался для нас не в народности, а в европеизме... Ломоносов был Петром Великим нашей литературы... Не приписывая не принадлежащего ему титла поэта, нельзя не видеть, что он был превосходный стихотворец, версификатор... Этого мало: в некоторых стихах Ломоносова, несмотря на их декламаторский и напыщенный тон, промелькивает иногда поэтическое чувство – отблеск его поэтической души... Метрика, усвоенная Ломоносовым нашей поэзии, есть большая заслуга с его стороны: она сродни духу русского языка и сама в себе носила свою силу... Ломоносов был первым основателем русской поэзии и первым поэтом Руси”. 

С.И. Вавилов отмечал: “Наш язык, наша грамматика, поэзия, литература выросли из богатейшего творчества М.В. Ломоносова. Наша Академия наук получила своё бытие и смысл только через М.В. Ломоносова. Когда мы проходим по Моховой, мимо Московского университета, мы помним, что деятельность этого рассадника науки и просвещения в России есть развитие мысли М. В. Ломоносова”

В.И. Вернадский писал о М.В. Ломоносове: “Ни раньше, ни позже в нашей стране не было более своеобразной, более полной творческого ума и рабочей силы личности... вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше – всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора…”

к оглавлению

Знаете ли Вы, в чем ложность понятия "физический вакуум"?

Физический вакуум - понятие релятивистской квантовой физики, под ним там понимают низшее (основное) энергетическое состояние квантованного поля, обладающее нулевыми импульсом, моментом импульса и другими квантовыми числами. Физическим вакуумом релятивистские теоретики называют полностью лишённое вещества пространство, заполненное неизмеряемым, а значит, лишь воображаемым полем. Такое состояние по мнению релятивистов не является абсолютной пустотой, но пространством, заполненным некими фантомными (виртуальными) частицами. Релятивистская квантовая теория поля утверждает, что, в согласии с принципом неопределённости Гейзенберга, в физическом вакууме постоянно рождаются и исчезают виртуальные, то есть кажущиеся (кому кажущиеся?), частицы: происходят так называемые нулевые колебания полей. Виртуальные частицы физического вакуума, а следовательно, он сам, по определению не имеют системы отсчета, так как в противном случае нарушался бы принцип относительности Эйнштейна, на котором основывается теория относительности (то есть стала бы возможной абсолютная система измерения с отсчетом от частиц физического вакуума, что в свою очередь однозначно опровергло бы принцип относительности, на котором постороена СТО). Таким образом, физический вакуум и его частицы не есть элементы физического мира, но лишь элементы теории относительности, которые существуют не в реальном мире, но лишь в релятивистских формулах, нарушая при этом принцип причинности (возникают и исчезают беспричинно), принцип объективности (виртуальные частицы можно считать в зависимсоти от желания теоретика либо существующими, либо не существующими), принцип фактической измеримости (не наблюдаемы, не имеют своей ИСО).

Когда тот или иной физик использует понятие "физический вакуум", он либо не понимает абсурдности этого термина, либо лукавит, являясь скрытым или явным приверженцем релятивистской идеологии.

Понять абсурдность этого понятия легче всего обратившись к истокам его возникновения. Рождено оно было Полем Дираком в 1930-х, когда стало ясно, что отрицание эфира в чистом виде, как это делал великий математик, но посредственный физик Анри Пуанкаре, уже нельзя. Слишком много фактов противоречит этому.

Для защиты релятивизма Поль Дирак ввел афизическое и алогичное понятие отрицательной энергии, а затем и существование "моря" двух компенсирующих друг друга энергий в вакууме - положительной и отрицательной, а также "моря" компенсирующих друг друга частиц - виртуальных (то есть кажущихся) электронов и позитронов в вакууме.

Однако такая постановка является внутренне противоречивой (виртуальные частицы ненаблюдаемы и их по произволу можно считать в одном случае отсутствующими, а в другом - присутствующими) и противоречащей релятивизму (то есть отрицанию эфира, так как при наличии таких частиц в вакууме релятивизм уже просто невозможен). Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.

Bourabai Research Institution home page

Боровское исследовательское учреждение - Bourabai Research Bourabai Research Institution