к оглавлению

ВЕЛИКИЙ М.В. ЛОМОНОСОВ: ТАК НАЧИНАЛАСЬ РУССКАЯ НАУКА

проф. В.И. Бояринцев

РУССКИЕ УЧЁНЫЕ И ПОЭТЫ О М.В.ЛОМОНОСОВЕ

Творчество Ломоносова в свое время привлекло внимание таких деятелей русской общественной мысли, науки, литературы и искусства, как Г.Р. Державин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь, К.Н. Батюшков, Н.А. Добролюбов, А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Менделеев, Г.В. Плеханов, К.А. Тимирязев и многие другие.

Выше уже говорилось о тех высоких оценках, которые заслужили работы М.В. Ломоносова со стороны знаменитого учёного Эйлера, в частности, писавшего: “все научные мемуары Ломоносова – не только хороши, но даже превосходны”.

Л. Эйлер назвал Ломоносова “гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и всей науке”.

Г. Державин (к портрету Михаила Васильевича Ломоносова) в 1779-м году писал:

Се Пиндар, Цицерон, Вергилий - слава россов,
Неподражаемый, бессмертный Ломоносов.
В восторгах он своих где лишь черкнул пером,
От пламенных картин поныне слышен гром.

Пояснение:

Пиндар – самый выдающийся представитель торжественной хоровой лирики древней Греции. Родился около 521-го года близ города Фив. Много путешествовал; некоторое время жил в Афинах, славу приобрел своими “эпиникиями” (победными одами в честь победителей на общегреческих состязаниях).

Цицерон – родился в 106-м до нашей эры, древнеримский политический деятель, оратор, писатель.

Вергилий – римский поэт, родился в 70-м году до нашей эры. 

Писатель-сатирик Денис Иванович Фонвизин (1744-1792), писатель-сатирик вспоминал, как в 1758-м году директор Университета И.И. Мелиссино привёз его и несколько других гимназистов в Петербург и представил их в присутствии Ломоносова И. И. Шувалову. В воспоминаниях Фонвизин писал: “Шувалов взял меня за руку, подвёл к человеку, которого вид обратил почтительное мое внимание. То был бессмертный Ломоносов! Он спросил меня: чему я учился? „По-латыни”, – отвечал я. Тут начал он говорить о пользе латинского языка с великим, надо сказать, красноречием”.

К.Н. Батюшков: “Воображение и сердце часто увлекали его в молодости: они были источниками его наслаждений и мучений, неизвестных, неизъяснимых обыкновенным людям. Конечно, не одна страсть к учению, которая не могла ещё вполне овладеть душою отрока, воспитанного среди болот холмогорских, не одна сия страсть, столь благородная и бескорыстная, принудила его оставить родину. Семейственные огорчения и некоторое тайное беспокойство души было к тому важнейшим побуждением. Но сие беспокойство, сие тусклое желание чего-то нового и лучшего, сия предприимчивость, удивительная в столь нежном возрасте, не означали ли великую душу и нечто необыкновенное?”

Н.М. Карамзин (“К портрету Ломоносова”, 1797-й год):

“В отечестве Зимы, среди её снегов, –
Сказал парнасский бог,– к бессмертной славе россов
Родись вновь Пиндар, царь певцов!”
Родился... Ломоносов.

В 1856-м году Н.А. Некрасов написал стихотворение “Школьник”, в котором отразились надежды поэта на обновление России в результате пробуждения духовной активности народа, чему должно было, по его мнению, способствовать просвещение.

В этом стихотворении в качестве образа для подражания поэт пишет об “Архангельском мужике” – М.В. Ломоносове:

– Ну, пошёл же, ради бога!
Небо, ельник и песок –
Невесёлая дорога...
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идёшь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаёк.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый -
Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезёт в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь...
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, -

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

В 1840-м году Н.А. Некрасов пишет для детей “Юность Ломоносова. Драматическая фантазия в стихах”, которая заканчивалась словами:

Горжуся тем, что сердце россов
Умел я пеньем восхитить,
Что сын крестьянский Ломоносов
По смерти даже будет жить!

“Слог его, – писал Пушкин, – ровный, цветущий и живописный, заемлет главные достоинства от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным”.

Белинский указывал на великое значение поэзии Ломоносова в общем историческом ходе нашего литературного развития:

“Во времена Ломоносова нам не нужно было народной поэзии; тогда великий вопрос – быть или не быть заключался для нас не в народности, а в европеизме... Ломоносов был Петром Великим нашей литературы... Не приписывая не принадлежащего ему титла поэта, нельзя не видеть, что он был превосходный стихотворец, версификатор... Этого мало: в некоторых стихах Ломоносова, несмотря на их декламаторский и напыщенный тон, промелькивает иногда поэтическое чувство – отблеск его поэтической души... Метрика, усвоенная Ломоносовым нашей поэзии, есть большая заслуга с его стороны: она сродни духу русского языка и сама в себе носила свою силу... Ломоносов был первым основателем русской поэзии и первым поэтом Руси”. 

С.И. Вавилов отмечал: “Наш язык, наша грамматика, поэзия, литература выросли из богатейшего творчества М.В. Ломоносова. Наша Академия наук получила своё бытие и смысл только через М.В. Ломоносова. Когда мы проходим по Моховой, мимо Московского университета, мы помним, что деятельность этого рассадника науки и просвещения в России есть развитие мысли М. В. Ломоносова”

В.И. Вернадский писал о М.В. Ломоносове: “Ни раньше, ни позже в нашей стране не было более своеобразной, более полной творческого ума и рабочей силы личности... вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше – всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора…”

к оглавлению

(время поиска примерно 20 секунд)

Знаете ли Вы, что электромагнитное и другие поля есть различные типы колебаний, деформаций и вариаций давления в эфире.

Понятие же "физического вакуума" в релятивистской квантовой теории поля подразумевает, что во-первых, он не имеет физической природы, в нем лишь виртуальные частицы у которых нет физической системы отсчета, это "фантомы", во-вторых, "физический вакуум" - это наинизшее состояние поля, "нуль-точка", что противоречит реальным фактам, так как, на самом деле, вся энергия материи содержится в эфире и нет иной энергии и иного носителя полей и вещества кроме самого эфира.

В отличие от лукавого понятия "физический вакуум", как бы совместимого с релятивизмом, понятие "эфир" подразумевает наличие базового уровня всей физической материи, имеющего как собственную систему отсчета (обнаруживаемую экспериментально, например, через фоновое космичекое излучение, - тепловое излучение самого эфира), так и являющимся носителем 100% энергии вселенной, а не "нуль-точкой" или "остаточными", "нулевыми колебаниями пространства". Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.

НОВОСТИ ФОРУМАФорум Рыцари теории эфира
Рыцари теории эфира
 13.06.2019 - 05:11: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> ПРОБЛЕМА ГЛОБАЛЬНОЙ ГИБЕЛИ ПЧЁЛ И ДРУГИХ ОПЫЛИТЕЛЕЙ РАСТЕНИЙ - Карим_Хайдаров.
12.06.2019 - 09:05: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> Проблема государственного терроризма - Карим_Хайдаров.
11.06.2019 - 18:05: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФИЗИКА - Experimental Physics -> Эксперименты Сёрла и его последователей с магнитами - Карим_Хайдаров.
11.06.2019 - 18:03: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Андрея Маклакова - Карим_Хайдаров.
11.06.2019 - 13:23: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вячеслава Осиевского - Карим_Хайдаров.
11.06.2019 - 13:18: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Светланы Вислобоковой - Карим_Хайдаров.
11.06.2019 - 06:28: АСТРОФИЗИКА - Astrophysics -> К 110 летию Тунгуской катастрофы - Карим_Хайдаров.
10.06.2019 - 21:23: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Владимира Васильевича Квачкова - Карим_Хайдаров.
10.06.2019 - 19:27: СОВЕСТЬ - Conscience -> Высший разум - Карим_Хайдаров.
10.06.2019 - 19:24: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> ЗА НАМИ БЛЮДЯТ - Карим_Хайдаров.
10.06.2019 - 19:14: СОВЕСТЬ - Conscience -> РУССКИЙ МИР - Карим_Хайдаров.
10.06.2019 - 08:40: ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ - Economy and Finances -> КОЛЛАПС МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ - Карим_Хайдаров.
Bourabai Research Institution home page

Боровское исследовательское учреждение - Bourabai Research Bourabai Research Institution