к оглавлению

Российская наука - 2005

д.ф.-м.н. В. И. Бояринцев

Наука... является коллективным творчеством и не может быть
ничем иным; она как монументальное сооружение, строить
которое нужно на века и где каждый должен принести камень,
а этот камень часто стоит ему целой жизни. Следовательно,
она даёт нам чувство необходимой кооперации, солидарности
наших   трудов   с   трудами     наших современников,
наших предшественников    и   наших последователей.
Анри Пуанкаре

Наука прежде

В 70-е годы по числу студентов на 10 тысяч человек населения Россия занимала второе место в мире. Сейчас по этому показателю (179 студентов) её обогнали Канада (299), Австрия (227), Бельгия (224), Финляндия (220), Испания (187) и некоторые государства Латинской Америки.

О состоянии дел в науке 80-х годов можно получить представление из справочника «Страны мира» (М., «Политиздат», 1985):

численность научных работников в стране — 1,5 млн. человек;

на научные исследования израсходовано 26 млрд. рублей (в пересчёте на современные цены) — 728 млрд. рублей;

в 1984 году зарегистрировано 15 крупных научных открытий в области ядерной физики, астрофизике, физике твёрдого тела, химии, геофизике, биологии и медицины;

в народном хозяйстве использовано более 23 тысяч изобретений, и около 4-х миллионов рационализаторских предложений;

зарплата молодого специалиста составляла 90-120 рублей в месяц, что в пересчёте на современные цены составляет 5400-7200 рублей;

зарплата научного работника: кандидата наук — 250-300 рублей (15 000-18 000 теперешних денег); доктора наук — 300-400 рублей (18 000-24 000 рублей);

пенсия научного работника со стажем: кандидата наук — 120 рублей (7 200 нынешних); доктора наук — 160 рублей (9600 современных денег).

       Всё это позволяет рассматривать советское время как «золотой век науки».

Наука теперь

Финансирование научных исследований уменьшилось в 10-15 раз (!) по сравнению с периодом «застоя», когда страна имела выдающиеся достижения в целом ряде областей науки;

с 1996 года, когда вступил в действие Федеральный закон «О науке», на финансирование этой отрасли должно было направляться не менее 4% государственного бюджета, однако это требование ни разу не выполнялось;

по доле финансирования науки из государственного бюджета российская наука находится на уровне Таиланда и Румынии;

число работников в научной сфере составляет около 470 тысяч человек; в восьмидесятых годах в СССР было полтора миллиона научных работников;

в советские времена по числу исследователей на душу населения Россия занимала первое место в мире, сейчас она опустилась до седьмого, нас обогнали не только США и Япония, но и Израиль.

примерно 100 тысяч учёных выехали за рубеж, не только ослабив нашу страну, но усилив страны чужие, хотя, как утверждают демократические правители, — «врагов у нас нет»; при этом немалая часть из уехавших занималась работами в области обороны страны;

в советское время количество подаваемых заявок на изобретения было в 10-15 раз больше, чем их подавалось в 1995 году. При этом изобретатель получал премию за каждое своё изобретение, не тратя ни копейки за подачу и рассмотрение заявок;

на мировом рынке высоких технологий в настоящее время американцы занимают 60%, Сингапур — 6%, Россия — 0,5%;

за период с 1990 года по 2003 год количество научных организаций сократилось: проектных организаций — в 7,8 раза; конструкторских бюро — в 3,6 раза; научно-технических подразделений на промышленных предприятиях — в 1,8 раза;

в 90-е годы прекратили своё существование 800 институтов, что привело фактически к отмиранию понятия «отраслевая наука»;

когда говорят, что снижение численности учёных позволит сократить малоценные исследования, то при этом намеренно забывают, что при современном состоянии науки и техники существенного прорыва в ней можно добиться только мощными, хорошо организованными коллективами; вспомним только, что космические, ракетные, атомные, авиационные, оборонные и прочие достижения были получены крупнейшими коллективами, сочетавшими в себе научные, конструкторские и производственные образования;

роль «внутрифирменных научных организаций» сейчас крайне мала; их удельный вес в общем количестве научных организаций страны в 2002 году составил 6,5%; в общем объёме затрат на исследования и разработки в России доля внутрифирменной науки составляет 6%;

снизилось число высших учебных заведений, в которых ведутся научные исследования (40% от общего количества);

в странах с развитой рыночной экономикой внутрифирменной наукой выполняется основной объём научных исследований и разработок: 65% в странах ЕС, 71% — в Японии, 75% — в США;

у хозяев страны нет доверия к тому, что наука способна улучшить её экономику; они считают, что наука нашей рыночной экономике очень мало может дать, так как создавалась она не по рыночным критериям; у нас наука от рынка всегда была далека, но близка к государственным интересам; теперь же государственных интересов как таковых не существует, а есть только групповые интересы сырьевых магнатов;

значительная часть НИИ и КБ в настоящее время не имеет собственных опытных и экспериментальных производств; те НИИ и КБ, которые в советское время имели развитую опытно-производственную базу, теперь её потеряли из-за низкой заработной платы работников;

в составе основных фондов научных организаций доля машин и оборудования старше 11 лет составляет более 42%; почти 20% вычислительной техники научных организаций имеет возраст от 6 лет и старше;

средний возраст докторов наук составляет 61 год, кандидатов наук — 53 года;

средняя зарплата доктора наук составляет 3 500 рублей, пенсия — 2 000-2 500 рублей;

при резком сокращении финансирования научных работ у институтов не хватает средств на поддержание материально-технической базы, и всё чаще экспериментальные работы заменяются численным компьютерным моделированием физических процессов;

около трети финансовых поступлений научных организаций всех форм собственности составляют поступления от непрофильной деятельности; это позволяет предохранить здания институтов от разрушения.

Наука завтра

Руководство страны ставит перед русской наукой задачи:

переход от так называемого базового, целевого — к конкурсному планированию и финансированию науки; это надо понимать так: фундаментальные исследования не нужны, нужны конкретные прикладные исследования, для прекращения которых так много было сделано в наше время;

менять экономику институтов РАН; создавать гибкие и мобильные научные коллективы, увеличивая долю фондов в финансировании исследований, поощряя тех, кто способен эффективно использовать ресурсы и успешно конкурировать на мировом рынке идей, высокотехнологичных товаров.

от исследований в сфере естественных наук требуется целостная система прогнозирования кризисных явлений, в том числе природных;

стратегическая задача науки — её интеграция с высшей школой; при этом категорически забывается более чем 50-летний опыт, накопленный МФТИ и МИФИ по обучению студентов в «базовых» научно-исследовательских организациях;

требуется реформировать систему высшего образования, то есть, как всегда, ухудшить, приведя её к стандартам «цивилизованных» стран; это позволит развитым странам дёшево покупать молодых российских специалистов;

предполагается «оптимизировать государственный сектор науки», что предусматривает:

а) сокращение числа федеральных организаций науки в сочетании с их укреплением;
б) передачу «части государственных организаций из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации»;

предполагается «оптимизировать организационно-правовые формы государственных организаций науки», для чего предусматривается:

а) преобразование государственных унитарных предприятий в акционерные общества;
б) значительное сокращение числа государственных учреждений путём их объединения, ликвидации и приватизации;
в) количество бюджетных учреждений в сфере науки должно сократиться к 2006 году примерно до 800, то есть на 40%;

с учётом приоритетных задач социально-экономического развития федеральный сектор науки к 2008 году должен включать в себя 400-700 организаций;

из них исследовательское «ядро» государственного сектора науки составят 100-200 научных организаций;

предлагается провести своеобразное «разделение труда» в институтах Академии наук: одна часть занимается фундаментальными исследованиями, другая — прикладными, третья продажей этих результатов всем заинтересованным лицам; при этом не надо забывать, что «фундаментальная наука» — это наука, которую все поддерживают, но никто не хочет в нее вкладывать средства.

       (Фактические данные к разделам «Наука теперь» и «Наука завтра» взяты из «Официального веб-сайта президента Российской Федерации: Речи и выступления», а также из газеты «Поиск», № 38, 17 сентября 2004 г.)

Что надо сделать, чтобы это «завтра» не наступило?

Для этого необходимо:

добиться изменения губительного для страны курса, превращающего её в сырьевой придаток «цивилизованных» и «развитых» стран и вернуться к системе «народного хозяйства» в области национальных интересов Родины;

направить развитие русской науки в русло исследования проблем, поставленных перед нами разного рода техногенными катастрофами и необходимостью возврата страны в положение Великой Индустриальной Державы, сохраняющей духовный и культурно-образовательный потенциал нации, её физическое здоровье и устойчивое демографическое состояние;

сформулировать и финансово обеспечить основополагающие направления развития русской науки, которыми, допустим, могут быть:

а) исследования по ракетно-космическим проблемам;
б) развитие аэро-гидродинамических исследований и развитие авиационного и морского транспорта;
в) исследования в области дистанционных методов диагностики поверхности Земли и Океана;
г) исследования в области ядерной техники, в военной и энергетической областях;
д) развитие транспорта и связи;
е) исследования в области энергетических и ресурсных проблем стран;
ж) исследования в области экологии;
з) обеспечение страны высококвалифицированными научными и инженерными кадрами при повышении общеобразовательного уровня;
и) исследования в области различных направлений военной техники;
к) исследования в области основополагающих проблем биологии, медицины и здравоохранения;
л) исследования по сельскохозяйственным проблемам с целью прекращения продовольственной зависимости страны от иностранных поставок;
м) исследования в области повышения технологического уровня производства;
н) в области гуманитарных наук, в частности, политологии — исследования в области защиты жизненных интересов страны;

расходы на науку в обязательном порядке должны быть перенесены в число защищённых статей бюджета, то есть, они не должны сокращаться ни при каких условиях;

должны быть разработаны и осуществляться специальные программы по техническому перевооружению науки;

общий уровень расходов на науку должен ежегодно возрастать, приближаясь к уровню расходов экономически передовых стран;

Россия должна предпринять огромные усилия для восстановления уникальных производств и поставки изготовленных образцов на рынки, с которых мы сами добровольно ушли;

восстановить статус науки, который был высок в советское время, что было связано, в частности, с тем, что наука обслуживала оборону страны;

восстановить статус самого учёного и обеспечить его материальное положение, подтянув его заработную плату к уровню чиновников высших разрядов;

       Великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев писал: «Дело развития и роста народного просвещения немыслимо без широкого развития науки вообще, а оно требует больших средств, так как учёные сами люди, которым нужны средства не только для необходимых научных пособий (библиотек, лабораторий, обсерваторий и т.п.), но и для собственной жизни, надо, чтобы они жили в достатке».

       Но он также отмечал: «Могу сказать, что знал на своём веку, знаю и теперь очень много государственных русских людей и с уверенностью утверждаю, что добрая их половина в Россию не верит, Россию не любит и народ мало понимает...»

       Следует добавить, что положение ещё более усугубляется, когда к управлению страной допущены не только люди, которых нельзя заподозрить в патриотизме, но даже её некоренные жители, которые не только «в Россию не верят, Россию не любят и народ мало понимают», но и Россию разрушают.

к оглавлению

Знаете ли Вы, как разрешается парадокс Ольберса?
(Фотометрический парадокс, парадокс Ольберса - это один из парадоксов космологии, заключающийся в том, что во Вселенной, равномерно заполненной звёздами, яркость неба (в том числе ночного) должна быть примерно равна яркости солнечного диска. Это должно иметь место потому, что по любому направлению неба луч зрения рано или поздно упрется в поверхность звезды.
Иными словами парадос Ольберса заключается в том, что если Вселенная бесконечна, то черного неба мы не увидим, так как излучение дальних звезд будет суммироваться с излучением ближних, и небо должно иметь среднюю температуру фотосфер звезд. При поглощении света межзвездным веществом, оно будет разогреваться до температуры звездных фотосфер и излучать также ярко, как звезды. Однако в дело вступает явление "усталости света", открытое Эдвином Хабблом, который показал, что чем дальше от нас расположена галактика, тем больше становится красным свет ее излучения, то есть фотоны как бы "устают", отдают свою энергию межзвездной среде. На очень больших расстояниях галактики видны только в радиодиапазоне, так как их свет вовсе потерял энергию идя через бескрайние просторы Вселенной. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.

Bourabai Research Institution home page

Боровское исследовательское учреждение - Bourabai Research Bourabai Research Institution