ГЛАВА III
УЧЕНИЕ Н. А. УМОВА О ДВИЖЕНИИ ЭНЕРГИИ

Крупнейшей научной заслугой Н. А. Умова является то, что он на протяжении ряда лет с материалистических позиций разрабатывал важнейшую проблему физики - проблему сохранения и превращения энергии. Он явился одним из выдающихся продолжателей материалистических идей М. В. Ломоносова о неуничтожимоеT и несотворимости движения и материи.

"...Вое встречающиеся в природе изменения,- писал Ломоносов,- происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого... Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому, им двинутому" '.

Умов явился основоположником нового учения о движении и распределении энергии в средах. Своими замечательными исследованиями он внес неоценимый вклад в сокровищницу отечественной и мировой физики.

С материалистическими воззрениями на энергию Умов выступил в то время, когда в среде физиков были широко распространены различного рода идеалистические концепции. Западноевропейские физики-идеалисты пытались доказать "исчезновение материи", "заменить" ее энергией. Поход зарубежных реакционных ученых против материалистического учения об энергии был поддержан идеологами царского самодержавия, раболепно преклонявшимися перед иноземными авторитетами.

В борьбе против материалистического учения об энергии ярко выразился страх правящих классов царской России и их казенных профессоров перед могучим ростом материалистической науки, подрывавшей корни идеализма, религии.

Известно, что классики марксизма-ленинизма, подвергнув резкой критике взгляды физиков-идеалистов, впервые вскрыли подлинно научное значение учения о сохранении и превращении энергии. Они показали, что движение есть способ существования материи, форма ее бытия, одно из важнейших и неотъемлемых ее свойств, что движение немыслимо без материи, как и, наоборот, материя немыслима без движения, что отрыв движения от материи равносилен отрыву мышления от объективной реальности, равносилен переходу на сторону идеализма.

Классики марксизма-ленинизма придавали огромное значение открытию закона сохранения и превращения энергии для обоснования и утверждения научного диалектико-материалисти-ческого мировоззрения. Закон сохранения и превращения энергии Энгельс называл великим, основным законом движения, абсолютным законом природы. Открытие этого закона составило целую эпоху в науке. Оно показало, что различные виды энергии (тепловая, электрическая, химическая и др.) представляют собой различные формы проявления универсального движения материи; которые переходят одна в другую, что в природе мы имеем непрерывный процесс превращения одной формы движения материи в другую.

Доказательство взаимной превращаемости различных форм движения материи друг в друга в корне подрывало метафизическое понимание явлений природы. До установления этого факта при истолковании теплоты, электричества, магнетизма и т. д. прибегали к особым таинственным материям - теплороду, электрическим, магнитным и другим невесомым жидкостям. Когда же была открыта взаимная превращаемость различных форм движения, тогда сама собой отпала потребность в том, чтобы выдумывать различного рода лжематерии. Стало ясно, что теплота, электричество, свет и т. п. есть результат превращения различных форм движения материи друг в друга. Учение о превращении энергии привело к тому, отмечал Энгельс, что исчезло последнее воспоминание о внемировом творце.

Заслуга Умова состоит в том, что он в этот период решительно отстаивал материалистический взгляд- на энергию. Еще в 1870 г. на заседании Московского математического общества он сделал сообщение о своей первой научной работе "Законы колебаний в неограниченной среде постоянной упругости", где развил начала своего учения о движении энергии. Это сообщение с большим одобрением встретили Столетов, Бредихин, Жуковский.

Умов исследовал в общем виде вопрос о поперечных и продольных колебаниях в средах постоянной упругости - вопрос, играющий большую роль в трактовке проблемы движения энер-

гии и природы теплоты. Относя положение точек пространства, наполненного средой постоянной упругости, к тройной системе ортогональных 'Поверхностей, из которых одна есть поверхность волны, и приняв за параметр волны отрезок длины луча, Умов показал, что ее дифференциальный параметр первого порядка есть величина постоянная, во всем пространстве равная единице.

Такой подход к проблеме колебаний в неограниченной среде дал возможность Умову разделить задачу о поперечных и продольных колебаниях, получить ряд интересных заключений о характере этих колебаний. Опираясь на вышеуказанное положение, Умов в своем монументальном труде "Уравнения движения энергии в телах" нашел общие соотношения между формой волн, несущих продольные или поперечные колебания, и движениями частицы упругого тела.

Предположив, что поверхность волны есть поверхность изотермическая, Умов доказал, что из всех изотермических поверхностей только плоскость, сфера и круглый цилиндр могут быть поверхностями волны.

Мастерски использовав метод криволинейных координат, который является основой многих его физико-математических работ, Умов определил по данному виду волны поперечные колебания, распространяемые ею. Молодой ученый пришел к выводу, что все волновые поверхности могут быть разделены на три группы: 1) поверхности, допускающие прямолинейную поляризацию по той или другой линии кривизны (поверхности сферы и круглого цилиндра), 2) поверхности, допускающие прямолинейную поляризацию по одной из линий кривизны (поверхности вращения, допускающие поляризацию по одной из двух линий кривизны), 3) все остальные поверхности, не допускающие прямолинейной поляризации ни по одной из линий кривизны. Развитая Умовым теория поперечных колебаний позволяет по данному виду волны определить законы колебаний, происходящих на ее поверхности.

Умов сформулировал и развил чрезвычайно важные научные положения и относительно продольных колебаний. Он писал, что "одни изотермические волновые поверхности могут распространять колебания продольные. Итак, если -поверхность сотрясения или начальная волна не принадлежат к поверхностям изотермических волн, то вблизи их колебания происходят смешанные; но на значительных расстояниях волна приближается к виду одной из изотермических волн, и в явлении, обнаруживаются колебания продольные. Это заключение было выведено иным путем Пуассоном" '.

Характеризуя значение работы Умов а "Законы колебаний в неограниченной среде постоянной упругости" для современной физики, советский ученый А. С. Предводителев справедливо отмечает, что положения ее сохраняют научную ценность и в настоящее время.

В наши дни одной из существенных 'Проблем молекулярной физики является построение теории тепловых явлений в твердых и в особенности в жидких телах. Все более и более укрепляется в, науке тот взгляд на природу тепла, по которому тепло рассматривается как ультраакустические колебания, беспорядочно распространяющиеся в жидком или твердом теле. Несмотря на 80-летнюю давность, мысли, развиваемые в работе Умова, помогают решать такие вопросы современной физики, как вопрос о природе теплоты, о неоднородных волноводах, рупорных .антеннах и др.

В 1872 г. Умов защитил магистерскую диссертацию "Теория термомеханических явлений в твердых упругих телах".

Опираясь на закон сохранения энергии, он развивал дальше передовое материалистическое направление в физике.

В основу своей теории термомеханических явлений в твердых упругих телах Умов положил мысль о том, что твердое тело состоит из движущихся материальных частиц, находящихся на некоторых расстояниях друг от друга, и что расположение этих частиц может измениться либо механическими силами и давлениями, либо теплотой. Поэтому при исследовании явлений термических и механических в их совокупности необходимо предположить, что взаимодействие между материальными частицами тела слагается из двух частей: одно из них не зависит от термического состояния частиц, другое зависит от этого состояния.

Первое из этих взаимодействий представляет собой механическую силу, действующую по линиям, соединяющим материальные частицы, и зависящую только от их взаимного расстояния. Эту силу Умов называет молекулярной силой.

Второе взаимодействие выражается в двух явлениях: 1) термическое состояние частиц вызывает механические действия, которые можно приписать силе, действующей по линиям, соединяющим материальные частицы, и зависящей от расстояния между ними и от их температуры (эту силу Умов называет тепловой силой); 2) термическое состояние частиц вызывает обмен тепла между ними, который совершается по линиям, соединяющим материальные частицы, и зависит от расстояния между ними и от их температуры. Вое эти виды взаимодействий совершаются только на расстояниях весьма малых.

Таким путем ученый пришел к понятию обобщенных сил упругости, слагающихся из молекулярных и тепловых сил.

В своей диссертации Умов связал теорию упругости с механической теорией теплоты. При этом он не ограничился частным случаем равномерного распределения во всем теле температуры, нормальных давлений и натяжений, а исследовал вопрос с более общей точки зрения, когда температура, давления и натяжения в различных частях тела различны.

Обосновывая теорию теплопроводности, Умов выдвинул положение об обмене тепла между двумя бесконечно близкими частицами тела. Опираясь на закон сохранения и превращения энергии, он показал, что явления теплопроводности и упругости в твердых телах тесно взаимосвязаны между собой.

Рассматривая величины перемещений и приращений температуры как непрерывные функции координат и времени, Умов обосновал молекулярные и тепловые взаимодействия между материальными частицами твердого упругого тела. При этом он показал, что основные уравнения и математические выражения значительно упрощаются, если исходить при их выводе из определенного строения промежуточной среды, окружающей взаимодействующие материальные частицы и свойственной данному явлению. Так, если строение среды симметрично относительно плоскости, -перпендикулярной какой-либо оси прямоугольных координат, то в математических выражениях отдельные коэффициенты исчезают.

В средах, говорит Умов, строение которых симметрично относительно тройной системы взаимно перпендикулярных плоскостей, выражения тепловых сил, отнесенные к этим плоскостям, принятым за систему прямоугольных координат, не зависят от производных температуры по координатам. Из уравнений, полученных Умовым, как непосредственное 'Следствие вытекают первое и второе главные уравнения механической теории теплоты, а также уравнения теплопроводности и уравнения равновесия твердых упругих тел.

В работе "Теория термомеханических явлений в твердых упругих теллх" Умов., применяя методы термодинамики, исследует взаимодействие между элементами твердого тела и подробно рассматривает вопрос о притоке и отдаче тепла вследствие теплопроводности. Здесь впервые вводится в науку понятие о так называемом тепловом токе, под которым ученый подразумевает "количество тепла, протекающего через плоский элемент вследствие обмена тепла по линиям, соединяющим материальные частицы с той и другой стороны элемента и пересекающим его".

Полученные результаты Умов применяет к исследованию адиабатических, изотермических, изодинамических и других термомехйнических процессов. Он вводит понятие термомеханического равновесия, под которым понимает такое со-

стояние тела, когда его частицы, начиная с некоторого момента, удерживают неизменную температуру и не перемещаются более.

В рассматриваемой работе Умов впервые вывел так называемое основное уравнение теплопроводности. Вопрос о тепловом токе, т. е. о приливе и отливе тепла, о переносе, передаче тепла, являющегося одной из разновидностей энергии, как будет показано ниже, получил дальнейшее развитие в работах Умова "Теория простых сред", "Теория взаимодействий "а расстояниях конечных" и в особенности в его докторской диссертации "Уравнения движения энергии в телах".

В области термодинамики одно из первых мест в отечественной и мировой литературе принадлежит работе Умова "Теория термомеханических явлений в твердых упругих телах". Она не утратила своего значения и в наше время, когда современная физика еще не решила вопрос о том, как следует рассчитывать упругие напряжения, возникающие вследствие неоднородного поля температур в теле. Идеи, сформулированные Умовым, помогают советским физикам решать указанный вопрос, имеющий значительный теоретический и практический интерес.

В 1873 г. Умов опубликовал два своих крупных исследования: "Теория простых сред и ее приложение к выводу основных законов электростатических и электродинамических взаимодействий" и "Теория взаимодействий на расстояниях конечных и ее приложение к выводу электростатических и электродинамических законов". В 1874 г. в немецком журнале "2е11зсппй иг МаШешаШс ипс! РЬуз1к" была напечатана статья Умова "Теорема относительно взаимодействий на расстояниях конечных". В названных работах он творчески развивает материалистическое учение об энергии. При этом он последовательно опирается на концепцию близкодействия и развивает свои идеи о промежуточной среде.

Что понимал Умов под промежуточной средой, какова ее роль в процессах превращения одной формы энергии в другую, в процессах взаимосвязи одной формы энергии с другой, передачи энергии от одного тела к другому, в какой зависимости находятся тела с окружающей их средой?

В истолковании данного вопроса в истории физики существовало два направления. Одно направление, представленное Ньютоном и его последователями, исходя из концепции дальнодействия, признавало существование пустого пространства, ненаполненного материей, оторванного от нее; другое направление (Декарт, Ломоносов, Лобачевский, Столетов, Умов, Попов, Лебедев, Максвелл, Герц), опираясь на концепцию близкодействия, отвергало такое понятие пространства.

Умов, Столетов и другие физики-материалисты подвергли критике ньютоновскую физику, главным недостатком которой они считали то, что она при объяснении явлений природы совершенно игнорировала промежуточную среду между телами, отрывала материю от 'Пространства, наделяла тела какими-то непостижимыми для ума дальне- и мгновеннодействующими силами, необъяснимыми из самой природы.

В борьбе материалистической концепции близкодействия против антинаучной концепции дальнодействия, длившейся на протяжении многих десятилетий, нашла свое яркое отражение борьба материализма против идеализма в физике.

Продолжая материалистическую линию Ломоносова, Умов писал: "Теперь идея о возможности взаимодействия между телами на расстоянии без посредствующей среды, всегда противная уму естествоиспытателя, оставлена наукой... Действие не передается через пустоту, а только через материю. Эта идея... оказалась в высокой степени плодотворной в области электромагнитных явлений" '.

Поскольку, по Умову, в действительности не существует пустого пространства, незаполненного материей, постольку все движения, по его мнению, передаются при соприкосновении тел, причем не мгновенно, а в какой-то определенный промежуток времени. "Передача движения совершается только толчками и при соприкосновении".

В своих работах Умов исходил из того, что все явления в природе происходят не только в пространстве, но и во времени, что изменение количества движения тел или материальных частиц, находящихся в одной части пространства, вызывает соответствующее и равное ему изменение количества движения непосредственно прилегающих к ним частиц. Он неизменно отстаивал положение о неуничтожимости и несотворимости движения.

Оригинальные идеи Умова о промежуточной среде, о неразрывной связи материи, времени и пространства положены в основу всех его многочисленных научных исследований. Так, б одной из упомянутых выше работ "Теория взаимодействий на расстояниях конечных" Умов, определяя задачу своего исследования, писал: "Цель предлагаемого труда заключается в сведении явлений взаимодействия тел на конечных расстояниях на явления в среде, их окружающей. Эту среду я назову промежуточной средой. Задача, которую я себе ставлю, уже нередко затрагивалась, с тех пор как в науке укоренилось убеждение, что все явления природы устанавливаются как во времени, так и в пространстве лишь постепенно. При современном развитии естествознания, указанной идее постепенности может соответствовать только представление о последовательной передаче движения от одних материальных частиц другим бесконечно к ним близким" '.

Умов доказывает, что без промежуточной среды не может иметь места взаимодействие, взаимосвязь между различными формами энергии, что вообще взаимодействие на расстояниях конечных между любыми агентами природы невозможно, если они не окружены -промежуточной средой. Для того чтобы вскрыть суть любого взаимодействия, необходимо, с точки зрения Умова, детально исследовать среду (поле), в которой происходит данное взаимодействие. Промежуточная среда при этом трактуется им в широком смысле слова: в нее включаются магнитное, электрическое, гравитационное и другие поля.

Исследуя вопрос о взаимодействии между телами, Умов последовательно опирался на закон сохранения энергии и с необходимостью пришел к своим представлениям о непрерывности передачи энергии в пространстве, о ее движении и локализации, о необходимости существования промежуточной среды, материального передатчика для всех форм энергии.

Идеи Умова о промежуточной среде легли в основу трактовки им в докторской диссертации "Уравнения движения энергии в телах" вопроса о движении и распределении энергии в телах, средах, о превращении одной формы энергии в другую к т. д. "Я постараюсь теперь,- писал он,- решить часть вопросов, связанных с объяснением явлений второй группы, т. е. взаимодействий на расстояниях конечных, из частичных движений. Эти движения должны происходить, в общем случае, как вс взаимодействующих телах, так и в среде, в которую последние погружены. Эту среду я буду называть промежуточной средой. Определению формы частичных движений должно предшествовать, по указанному выше методу, определение законов энергии в промежуточной среде, определение закона обмена энергии между телами и промежуточной средой и, наконец, определение законов энергии в самих телах. Я буду разделять энергию тел на две части: на энергию бесконечно малых частичных движений этих тел, или внутреннюю энергию тел, и на энергию, представляемую живой силой их ябйых движений, приписываемых обыкновенно взаимодействию на расстояниях конечных" 2.

Умов считал, что для световых явлений промежуточной средой является эфир, для явлений теплопроводности - твердое тело, проводящее теплоту, для явлений гальванического тока - проводник, для электростатических явлений - проводник или изолятор и т. д. Промежуточной средой между двумя телами, которые можно вообразить сосредоточенными в точках А и В Умов называет пространство, ограниченное с одной стороны поверхностью бесконечно отдаленной сферы, а с другой - бесконечно малыми сферами, окружающими точки А и В.

Учение Умова о промежуточной среде лежит в основе его взгляда на потенциальную энергию, оригинальные идеи о которой развиты им в работах "Теория простых сред...", "Теория взаимодействий на расстояниях конечных...", "Георема относительно взаимодействий на расстояниях конечных" и других. В этих работах ученый указывал, что в 70-х годах прошлого столетия в науке отсутствовало реальное физическое представление, соответствующее понятию потенциальной энергии. Но всякому ясно, писал он, что пока не дано реального явления, которое представляло бы собой этот запас энергии, понятие о потенциальной энергии есть понятие чисто условное.

Из этих слов Умова иногда делают неправильный вывод, будто бы он вообще отвергал понятие потенциальной энергии и стремился изгнать это понятие из науки. В действительности же ученый выступал не против понятия потенциальной энергии как такового, а против идеалистического или, как он выражался, противонаучного истолков'ания этого понятия. Антинаучный характер господствовавшего тогда в физике толкования потенциальной энергии Умов показал на следующем примере. Если бросить вверх камень, то его скорость в некоторой точке обратится в нуль. При обратном падении камня потерянная им скорость вновь восстанавливается. В какой форме и где, спрашивает Умов, существует энергия явного движения камня, им потерянная? "Говорят, что она превратилась в энергию потенциальную, и запас этой энергии (ёпег§1е етта^азшёе) находится в камне" '.

Умов указывал, что при таком толковании потенциальной энергии не вскрывалась физическая сущность превращения кинетической энергии в потенциальную, оставался не выясненным реальный смысл понятия потенциальной энергии. С точки зрения Умова, потенциальная энергия, в которую превратилась кинетическая энергия при бросании вверх камня, находится не в камне, а в системе камень - земля, причем в эту систему он включает и промежуточную среду между камием и землей. Он доказывал, что когда налицо имеется только одна среда, то превращение кинетической энергии в потенциальную происходить не может, а следовательно, невозможно образование потенциальной энергии. Если предположить, говорил он, что в процессе превращения кинетической энергии в потенциальную участвует только одна среда, тогда последней невозможно дать "никакого реального толкования".

Умов понимал, что антинаучное толкование потенциальной энергии допускает уничтожение живой силы в физическом смысле. Реальное явление - движение с его скоростью и живой силой - превращается в какое-то напряженное состояние, причем это напряженное состояние (в случае камня, поднятого на небольшую высоту от земли) ничем не отличается от состояния камня, лежащего на земле. "Мне кажется поэтому,- писал он,- что учение о сохранении энергии, ограничиваясь допущением эквивалентности превращений энергии динамической в потенциальную, исключает возможность только теоретического (математического) исчезания живой силы. Чтобы встать на почву реальную, нужно допустить, что определенное количество живой силы всегда остается себе равным во всякой смене явлений" '.

Потенциальная энергия, по Умову, может образовываться только при наличии не менее двух сред. Процесс исчезновения энергии явного движения есть процесс постепенного превращения его живых сил в живую силу бесконечно малых движений. Таким образом, образованию потенциальной энергии соответствует определенное количество живой силы, получающейся в результате перехода движения частиц одной среды на бесконечно малые движения частиц других сред, непосредственно нами не наблюдаемых.

В среде, обособленной от других сред, невозможно превращение кинетической энергии в потенциальную и наоборот. Такую среду Умов называет простой средой. Среды, в которых наблюдается этот процесс, он называет сложными средами.

Положение о том, что для превращения кинетической энергии в потенциальную и наоборот необходимо наличие минимум двух сред, Умов распространил также на тепловую, электрическую и другие формы энергии. В трактовке данного вопроса он приближался к точке зрения Энгельса, который в "Диалектике природы" писал: "Изменение формы движения является всегда процессом, происходящим по меньшей мере между двумя телами, из которых одно теряет определенное количество движения такого-то качества (например теплоту), а другое получает соответствующее количество движения такого-то другого качества (механическое движение, электричество, химическое разложение)... До сих пор еще никогда не удавалось превратить движение внутри отдельного изолированного тела из одной формы в другую" 2.

Опираясь на свое учение о промежуточной среде, Умов дает определение потенциальной энергии: "Единственное представление о процессе превращения кинетической энергии в потенциальную, которое удовлетворило бы требованию физического объяснения фактов, заключается в следующем: Кинетическая энергия центров переходит на частицы промежуточной среды и наоборот. Переменная часть потенциальной энергии представляет количество живой силы, перешедшей с относительного движения центров на весьма малые движения частиц промежуточной среды, не подлежащей нашему наблюдению. Другими словами: Изменения суммы живых сил движений центров равны, но противоположны по знаку изменениям живой силы весьма малых движений частиц промежуточных сред" !.

Умов рассматривал превращение кинетической энергии в потенциальную, как перенос энергии с материальных частиц среды, нами наблюдаемой, на материальные частицы среды, не поддающейся непосредственному наблюдению. Как известно, Энгельс также указывал, что потенциальная энергия основывается "на измеримом перенесении движения..." 2.

В работе "Теорема относительно взаимодействий на расстояниях конечных" Умов, исходя из своего учения о промежуточной среде и ее роли в процессе превращения различных видов энергии друг в друга, формулирует закон сохранения и превращения энергии: всякое изменение в величине живой силы обусловливается ее переходом с частиц одной среды на частицы других сред, или же одних форм движения на другие; определенное количество живой силы остается себе равным при всякой смене явлений; следовательно, количество живых сил природы неизменно.

В работах "Теория простых сред...", "Теория взаимодействий на расстояниях конечных...", "Теорема относительно взаимодействий на расстояниях конечных" и других Умов дал материалистическое толкование потенциальной энергии, проблеме превращения кинетической энергии в потенциальную и обратно. В них он показал, что взаимодействие, взаимосвязь между различными формами энергии невозможны без промежуточной среды, что это взаимодействие обусловлено именно наличием материальной среды. Игнорирование промежуточной материальной среды при истолковании физических явлений с неизбежностью приводит, по его мнению, к признанию сверхъестественных причин.

Сущность взаимодействия, по Умову, заключается в превращении одних форм энергии в другие. Самое общее свойство взаимодействия на любых расстояниях заключается в равенстве действия и противодействия. Это свойство принимается за исходную точку исследования. Оно может быть выражено двояким образом: 1) два центра действуют друг на друга на расстоянии с силами равными, но противоположно направленными; 2) при взаимодействии двух центров на расстоянии изменения живых сил их относительных движений одинаковы, будем ли мы предполагать тот или другой центр находящимся в покое, а другой движущимся.

Умов выбирает последнее, потому что оно дает возможность решить наиболее простым образом вопрос в самой общей форме. Проблема взаимодействия необходимо предполагает сведение всех частных случаев взаимодействия на расстояниях на такие элементарные взаимодействия, которые не связаны с представлением о расстоянии.

"Легко понять поэтому,- писал Умов,- что употреблявшийся до сих пор способ сводить случаи взаимодействия на конечных расстояниях на случаи взаимодействия на расстояниях бесконечно малых оставляет вопрос на полдороге, так как понятия о конечном и бесконечно малом расстоянии одинаково условны. Эти соображения дают возможность формулировать нашу задачу следующим образом: За выражение взаимности действий двух центров должно быть принято равенство изменений живых-сил их относительных движений, когда тот или другой центр находится в покое; изменения эти должны объясняться из явлений, происходящих в промежуточной среде. В этой форме решение задачи получает необходимо характер общности, так как из вопроса исключается определение рода сил, производящих явления" '.

Детально анализируя вопрос о переходе живых сил с одних частиц простой среды на другие, Умов приходит к предположению, что этот переход зависит только от квадратов скоростей частиц, т. е. от живых сил их движений. Если живые силы обеих частиц одинаковы, замечает ученый, то обмена живых сил между этими частицами не происходит.

Умов указал на следствие, вытекающее из теории, сводящей взаимодействие на расстояниях к взаимодействию частиц промежуточной среды. Подобные теории, утверждает он, должны допускать существование обмена живых сил между бесконечно малыми движениями центров, характеризующими род действующих сил, и движениями частиц промежуточной среды. Вследствие такого обмена с течением времени должно происходить изменение величины взаимодействующих сил. Подобное явление можно наблюдать, когда происходит рассеяние электричества в окружающее пространство.

Взаимодействие двух точек пространства Умов сводит к взаимодействию всех точек. Он исследует вопрос о взаимности действий двух свободных центров, окруженных промежуточной средой, и находит общее выражение энергии движений частиц промежуточной среды, способной превращаться в кинетическую энергию центров. Причем под центрами ученый подразумевает две точки, в которых простая среда становится прерывной. Эти точки могут быть рассматриваемы как две инородные частицы, помещенные в среду.

Полученные результаты Умов применяет к исследованию электрических взаимодействий. Он предполагает, что два центра окружены простой средой и обладают бесконечно малыми движениями, результатом которых является отдача живой силы этих весьма малых движений в окружающую среду, или же получение живой силы из среды. "Предположим,- пишет он,- что эти отдачи совершаются в каждую единицу времени в одинаковом количестве, что всегда будет выполнено, если живые силы бесконечно малых движений центров поддерживаются неизменными" '. В этом случае, по Умову, распределение живых сил в среде будет стационарно.

Исследуя энергию простой среды, ученый приходит к выводу, что ее частицы обладают определенной живой силой: сумма этих живых сил составляет только часть энергии среды. Кроме нее, в среде происходит ток живых сил, т. е. перенос живых сил от одних частиц среды к другим. Энергия этих токов составляет другую часть энергии среды.

Теория взаимодействия на конечных расстояниях, развитая Умовым, дает ответ на вопрос, почему образование определенного количества положительного электричества сопровождается образованием такого же количества отрицательного электричества. Ученый полагал, что в электрических явлениях, происходящих в пространстве, эфир играет роль простой среды.

Применив теорию взаимодействия на конечных расстояниях и к исследованию электродинамических явлений, Умов вычислил токовую энергию, которая вызывается перемещением центров, и токовую энергию распределений, когда эти центры неподвижны.

Необходимо особо подчеркнуть, что еще в своих работах "Теория простых сред", "Теория взаимодействий на расстояниях конечных", "Теорема взаимодействий на расстояниях конечных" ученый выдвинул и обосновал положение

о локализации энергии взаимодействия, т. е. положение о том, что взаимодействие ограничено известными пространственными пределами, что превращение кинетической энергии в потенциальную и наоборот происходит в определенном месте, связано с определенным местом пространства.

Рассматриваемые работы Умова оказали плодотворное влияние на развитие отечественной и зарубежной физики. Умовское представление о потенциальной энергии много лет спустя развивали, а часто просто повторяли в своих работах Г. Герц, Г. Гельмгольц, О. Лодж, Д. Д. Томсон и другие западноевропейские ученые. Следует заметить, что сам Умов незаслуженно скромно оценивал свои результаты. Он писал, например: "Я только сказал то, чего другие не договорили, но что подразумевали для случаев частных. Я это обобщил и вывел дальнейшие следствия... Мог бы сказать, что и у Гельмгольца тоже есть мои зловредные идейки, и я полагаю, что - и у Максвелла" '. Бесспорно, что обобщения Умова вышли далеко за рамки "не договоренного" и "подразумеваемого'" другими физиками.

В докторской диссертации "Уравнения движения энергии в телах" Умов впервые в истории науки всесторонне развивает вопрос о движении и распределении энергии в средах, т. е. вопрос о переносе, передаче, переходе энергии с частиц одной среды на частицы другой, об обмене энергии между частицами среды, между телами и промежуточной средой, об изменении количества энергии со временем, о превращении одной формы энергии в другую. Он вводит в теоретическую физику понятия о скорости и направлении движения энергии, о ее плотности в данной точке среды, о потоке энергии и векторе плотности этого потока, а также представление о пространственно-временной непрерывности энергии. Эти идеи Умова подняли учение о сохранении и превращении энергии на новую, более высокую ступень. Они составляют твердую основу важнейших представлений современной физики.

Весьма примечательно, что положения Умова о движении энергии перекликаются с мыслями Энгельса о переносе, передаче, движении энергии, о превращении одной формы энергии в другую. Энгельс подчеркивал, что движение не может быть создано, а только передано. Критикуя Дюринга, Энгельс писал, что никому не приходит в голову объяснять происшедшее движение из "ничего" а всегда, напротив, предполагается, что это движение является результатом перенесения, 'Преобразования или продолжения какого-нибудь предшествующего движения. "Теперь уже не нужно проповедывать как нечто новое,- писал Энгельс,- что количество движения (так называемой энергии) не изменяется, когда оно из кинетической энергии (так называемой механической силы) превращается в электричество, теплоту, потенциальную энергию 'Положения и т. д., и обратно; мысль эта служит добытой раз навсегда основой гораздо более содержательного отныне исследования самого процесса превращения, того великого основного процесса, в понимании которого находит свое обобщение все познание природы" '.

Умов рассматривал движение энергии, превращение отдельной ее формы в другую материалистически, т. е. как материальный процесс, обусловленный движением материи и совершающийся независимо от сознания человека. Различные виды энергии он связывал с различными формами движения материальных частиц. Свою диссертацию Умов начинает словами: "Элемент объема, произвольно взятый внутри какой-нибудь среды, частицы коей находятся в движении, заключает в данный момент времени определенное количество энергии" 2. Умов доказывал, что, зная законы движения энергии, которые часто могут быть определены опытным путем, можно найти соответствующие законы движения материи, иначе говоря, дифференциальные уравнения движения частиц среды. Умов проводит мысль, что движение немыслимо без материи. Он отстаивал положение материализма о том, что в мире нет ничего кроме вечно движущейся и развивающейся материи, что движение немыслимо без материи. "Все физические явления,- подчеркивал Умов,- вызываются движениями"3. Эти положения Умова были направлены против энергетики Оствальда.

Умов следующим образом формулировал задачу своего исследования: "Законы перехода энергии с одного элемента среды на другой определялись до сих пор только для частных форм движений. Задача настоящего труда заключается в установлении на общих началах учения о движении энергии в средах. Раскрытие общей связи между распределением и движением энергии в средах и перемещениями их частиц, независимо от частных форм движений, должно дать возможность из известных законов движения и распределения энергии в теле выводить заключения о роде движений его частиц. Задачи подобного рода имеют важность ввиду стремления современной физики сводить вое явления природы на явления движения. Простейшие опытные данные, на которые могли бы опереться теоретические изыскания современной физики, идущие в указанном направлении, представляют распределения и движения энергии в

различных явлениях природы. Орудия опытного исследования не настолько, однако, усовершенствованы, чтобы давать возможность определять законы каждой из составных частей энергии в отдельности. Поэтому важно отыскать метод, который давал бы возможность перейти от определенных путем опыта законов движения энергии к дифференциальным уравнениям движения частиц тела, которое, по предположению, дает место наблюдаемому явлению" '.

В приведенном рассуждении в сжатой форме изложена суть учения Умова о движении и локализации энергии. Уже "Введение" ярко раскрывает материалистическую направленность воззрений великого русского физика на проблему энергии.

Одна из характерных особенностей работ Умова состоит в том, что в них учение о движении и распределении энергии в средах изложено при помощи сложного математического аппарата, облечено в строгую математическую форму. Этим, очевидно, отчасти объясняется то, что оригинальные идеи Умова долго не были поняты многими даже крупными физиками.

Работа Умова "Уравнения энергии в телах" состоит из трех разделов: 1. Общее выражение закона сохранения энергии в элементе объема среды; 2. Уравнения движения энергии в различных телах; 3. Переход от законов движения энергии к частичным движениям, обусловливающим явления.

Центральное место в работе занимает первый раздел. Именно здесь в самом общем виде выведено знаменитое уравнение движения энергии в средах и введен в учение о сохранении и превращении энергии ряд новых понятий - поток энергии, ее скорость, направление, плотность и т. п.

Объектом исследования явилась однородная среда с определенными конечными или бесконечно большими границами. Предполагалось, что на частицы этой среды не действуют внешние силы, а прилив энергии к ним или отдача ее от них происходит через границы среды. "Если мы,- пишет Умов,- выделим мысленно элемент объема, изменение его энергии (т. е. суммы его живой силы и потенциальной энергии) по закону сохранения энергии может совершиться только на счет прибыли или убыли последней в смежных элементах. Математическое выражение связи приращения количества энергии в элементе объема с ее потерями в смежных элементах и будет математическим выражением элементарного закона сохранения энергии в средах" 2.

Чтобы получить математическое выражение закона сохранения энергии, Умов поступает следующим образом. Количество энергии, входящее и выходящее через различные стороны элемента объема dx dy dz, будет:

через сторону dy dzи ей параллельную:

через сторону dx dzи ей параллельную:

через сторону dx dyи ей параллельную:

где Э - плотность энергии в произвольной точке среды, т. е. количество энергии в элементе объема среды, отнесенное к единице объема; lx, ly, lz - слагающие по осям прямоугольных координат х, у, z скорости, с которой энергия движется в рассматриваемой точке среды. Суммируя эти величины токов энергии и делая соответствующие сокращения, Умов получает основное уравнение движения энергии:

характеризующее изменение количества энергии в элементе объема среды со временем. Это уравнение Умов называет "основным законом энергии". Оно открывает связь между количеством энергии, отнесенным к единице времени, втекающим в среду через ее границы, и изменением количества энергии в среде.

Основное уравнение движения энергии, полученное Умовым, в математической (дифференциальной) форме фиксирует закон сохранения энергии. Именно в нем выражена основная мысль Умова о непрерывности энергии, о том, что энергия может распространяться, передаваться от одной точки среды к другой только непрерывно. Положение Умова о непрерывности энергии, о том, что энергия распространяется не только в определенном пространстве, но и в определенный промежуток времени, исключает всякую мысль о ньютоновском мгновенном дальнодействии.

Умовское уравнение движения (непрерывности) энергии на современном математическом языке может быть записано в следующей форме (для непоглощающего и не содержащего источников энергии пространства):

где S - знаменитый "вектор Умова", прочно вошедший в науку.

Понятию "вектор Умова" соответствует его утверждение о том, что "всегда существуют три функции рx-, ру, рz, обладающие тем свойством, что сумма их первых производных по осям х, у, z дает уменьшение плотности энергии в единицу времени в данной точке тела" '. Функции рx, рy, рz Умов называет токами энергии по осям прямоугольных координат.

В интегральной форме закон сохранения энергии Умов записывает в следующем виде:

где тройной интеграл распространяется на весь объем среды, dsigma представляет элемент ее границы, а ln, - скорость движения энергии по внешней нормали n к элементу границы.

Это выражение в физике принято называть "теоремой Умова".

Для всей среды уравнение движения энергии имеет следующий вид:

где sigmaJ - приращение живой силы в элементе объема среды; sigmaW- приращение работы частичных сил элемента; sigmaL - приращение работы давлений на элементе поверхности тела; d omega - элемент объема среды.

Умов показывает, каким образом можно получить математические выражения, связывающие законы движения и распределения энергии с движениями частиц среды.

Необходимо отметить, что уравнения движения энергии получены Умовым для движения любого вида энергии, происходящего в любой среде, и таким образом носят самый общий характер.

В своей работе "Albeitung der Bewegungsgleichungen der Energie in continuirlichen Körpern" Умов писал:

"Если движение частицы тела М испытывает изменение благодаря каким-либо причинам, то пертурбация движения частицы тела постепенно будет распространяться по всему телу.

Поскольку никакое изменение движения не может происходить без увеличения или уменьшения энергии, т. е. без ее притока или отдачи, то наряду с распространением пертурбации движений будет происходить само собой движение энергии в том или ином смысле. И, наоборот, любой приток или отдача энергии влечет за собой пертурбацию движения. Так как эта пертурбация выражается в изменении прежнего состояния движения или в поддержании движения, когда оно затухает, то направление и скорость движения энергии будут идентичны с направлением и скоростью распространения пертурбации" '.

Из этих рассуждений видно, что Умов говорил о движении энергии в самом широком смысле.

Направление и скорость движения энергии есть, по Умову, направление и скорость распространения пертурбаций.

Исходя из основного уравнения, он выводит уравнения движения энергии для различных сред (твердых тел постоянной упругости, волновых поверхностей 'Произвольного вида, жидких тел), которые связывают законы движения и распределения энергии в среде с законами ее частичных движений.

Для твердых тел постоянной упругости Умов получил следующие равенства, показывающие, что движение энергии связано с движением материальных частиц:

где через V, V, № обозначаются перемещения по осям прямоугольных координат центра тяжести элемента объема, через Р , Руу, рм - нормальные и через Р ху, Р у?, Р.\-г - тангенциальные силы упругости, действующие на стороны бесконечно малого параллелепипеда. Это и есть уравнение движения энергии в твердых упругих телах, связывающее поток энергии в каждой точке тела с характером движения материальных частиц.

Исходя из этих равенств, Умов пришел к следующему выводу: "...количество энергии, протекающее через бесконечно малый плоский элемент в бесконечно малое время, равно отрицательной работе сил упругости, действующих на этот элемент" 2. Эти выражения, по его мнению, дают возможность найти общие соотношения между формой волн, несущих продольные и поперечные колебания, и движениями частиц упругого тела.

Особое внимание Умета привлекает исследование волновых процессов, доказательство того, что распространение волн связано с движением энергии, что с одной и той же волновой поверхностью всегда связано и движется вместе с нею вполне определенное количество энергии.

"Явления волнообразных движений,- писал он,- суть простейшие и легко поддаются теоретическим изысканиям. Причина заключается в том, что геометрическая система - волна и луч, характеризующая рассматриваемое движение, принадлежит к простейшим геометрическим комбинациям поверхностей и линий" '.

Развивая положения, изложенные в работе "Законы колебаний в неограниченной среде постоянной упругости", Умов прилагает уравнения движения энергии к определению скорости распространения продольных и поперечных волн в упругой среде.

Найдя уравнение, характеризующее связь между энергией и формой волновой поверхности, Умов показал, что в случае плоской волны "энергия целиком переносится волной от одной точки луча к другой" 2.

Умов рассмотрел вопрос о движении энергии в упругой среде и для более общего случая, когда во всех направлениях энергия распространяется с постоянной скоростью. Для бесконечно малого плоского элемента среды получается следующее выражение:

Р = - Эln, (4)

где Р - сила упругости, действующая на элемент, ip - слагающая скорость элемента по направлению силы упругости, 1п - слагающая скорости энергии по нормали к элементу. Из этого выражения, как указывал Умов, непосредственно следует, что сила упругости, взятая с отрицательным знаком, пропорциональна количеству протекающей через элемент в единицу времени энергии и обратно пропорциональна слагающей скорости частиц самого элемента по направлению силы упругости.

Таким образом, Умов выдвинул и обосновал теорему, связывающую величину энергии, скорость ее движения и работу сил, действующих на площадку, через которую она 'протекает. Частным случаем этой теоремы, по сути дела, является гипотеза Максвелла о световом давлении, существование которого экспериментально и теоретически впервые в науке было доказана русским физиком П. Н. Лебедевым.

Умов показал, что сумма из количества энергии, протекающей через произвольный плоский элемент, и работы сил упругости на элемент равна нулю. Полученное им уравнение дает возможность определить по давлению, испытываемому границами среды, количество входящей в нее энергии, зная при этом скорость движения частиц на границах. Точно так же, зная количество энергии, входящей в среду в единицу времени, и зная скорость частиц на границах, можно определить давление или натяжение, соответствующее этому переходу. Здесь же Умов получает еще один интересный вывод: скорость движения частиц тела на границе по направлению силы равна частному из количества энергии, прошедшей через весьма малый плоский элемент, центр которого совпадает с частицей, и отнесенного к единице площади и времени, на давление или натяжение.

В третьей главе -"Переход от законов движения энергии к частичным движениям, обусловливающим явления" - Умов рассматривает вопрос о движении энергии в полях.

Все явления природы он разделил на две группы. К первой группе отнесены явления, наблюдаемые в непрерывных средах; ко второй - явления, наблюдаемые в телах, не находящихся в непосредственном соприкосновении друг с другом. При этом Умов указал весьма простой способ сведения явлений, требующих для своего существования какой-либо среды, на движения частиц этой среды.

В данной главе Умов исследует преимущественно явления второй группы.

Когда взаимодействующие тела удерживаются внешними силами в покое или удалены друг от друга на громадные расстояния, тогда количество энергии, сообщаемое в бесконечно малый промежуток времени всем взаимодействующим телам, равняется, по Умову, изменению внутренней энергии этих тел плюс изменение энергии промежуточной среды за тот же период времени. В случае стационарных явлений энергия промежуточной среды не изменяется.

Умов рассматривает и такие тела, для взаимодействий которых существует потенциал П. Изменение энергии промежуточной среды, по его мнению, равно отрицательной величине этого потенциала. "Опыт показывает, с другой стороны,- говорит он,- что существует целый класс явлений, в которых приращение живой силы явных движений взаимодействующих тел связано с уменьшением внутренней энергии самих тел... энергия среды, способная в каждый отдельный момент времени превращаться в живую силу явных движений тел, а также энергия среды, в которую способна превращаться в каждый момент времени живая сила движений тел, представляется величиной П +const..."'.

Умов поставил перед собой задачу отыскать закон распределения энергии внутри промежуточной среды, при котором сумма энергий всех элементов пространства, занятого средой, представляется величиной потенциала плюс некоторая постоянная. При этом он заметил, что величина потенциала, в том виде, как она входит в уравнение живых сил в явлениях взаимодействия на расстояниях конечных, зависит от относительного положения взаимодействующих тел и от их формы.

В третьей главе диссертации подробно исследуется вопрос об энергии электрического и магнитного поля, о ее движении, переносе от одной точки среды к другой. Умов доказал, что количество энергии в элементе промежуточной среды (магнитного и электрического поля) для случая взаимодействия двух замкнутых токов друг на друга, для случая, когда для взаимодействия тел существует потенциал, и, наконец, для взаимодействия двух элементов тока может быть найдено из условия

Для случая взаимодействия весомых, электрических и магнитных масс потенциал V удовлетворяет уравнению Лапласа во всех точках промежуточной среды. Представим себе, что массы т{ и т2 сосредоточены в двух точках а и Ь, находящихся на расстоянии Я. Тогда потенциал обеих масс друг на друга будет:

причем, в случае отталкивания должен быть положительный знак, в случае притяжения - отрицательный. Если обозначить через V1 и V2 потенциалы масс m1, m2, то, согласно теореме Грина, получаем уравнение:

где знак Д2 представляет дифференциальный параметр второго порядка, тройной интеграл распространяется на пространство, ограниченное поверхностью бесконечно большой сферы, с одной стороны, и двумя бесконечно малыми сферами, окружающими точки а и Ь, с другой стороны, т. е. на всю промежуточную среду; двойной интеграл распространяется на поверхность этих сфер, дп\ и дпг - элементы нормалей к этим сферам, направленные внутрь промежуточной среды. Принимая во внимание, что первый двойной интеграл равен -|- 4л V аь, и произведя соответствующие математические преобразования над другими членами, можно получить следующее выражение:

Умов определил постоянную, которая должна быть прибавлена к величине потенциала, чтобы иметь всю энергию среды. Эта постоянная представляет количество энергии, которая была бы заключена в среде, когда в последнюю было бы погружено только одно из взаимодействующих тел. Величину этой энергии Умов находит из выражения (8). Она равна

где р означает параметр поверхностей равного потенциала в среде, т. е. р = У2 -+- vi. Поскольку функции vi и У2 по условию удовлетворяют уравнению Лапласа во всех точках промежуточной среды, Умов этому выражению энергии придает еще такой вид:

Величина Н, по Умову, представляет силу, с которой действовали бы массы т1 и т2 на массу, равную единице и помещенную в какой-нибудь точке промежуточной среды, т. е. представляет собой напряженность поля.

Таким образом, Умов доказал, что плотность энергии Э в какой угодно точке поля пропорциональна квадрату напряженности поля Н в той же точке. Выражение (10) для случая электрических и магнитных полей примет знакомую форму:

Весьма характерно, что к этому результату Умов пришел самостоятельно еще в начале 70-х годов прошлого столетия, независимо от Максвелла.

Выражение (10) показывает, что количество энергии в каждой точке промежуточной среды пропорционально квадрату силы, с которой массы т\ и т2 действовали бы на массу, равную единице, помещенную в этой точке промежуточной среды. В том случае, когда массы притягиваются, следует брать потенциалы У\ и vi с противоположными знаками; в случае же, когда они отталкиваются, - со знаками одинаковыми.

Отсюда следует, подчеркивает Умов, что энергия среды в случае притягивающихся масс будет наибольшей, когда эти массы находятся в бесконечном удалении друг от друга. По мере сближения масс энергия среды превращается постепенно в живую силу их явного движения. В случае масс, отталкивающих друг друга, их бесконечному удалению соответствует наименьшая величина энергии среды.

Эти положения, замечает Умов, справедливы не только для действующих масс, расположенных в двух точках, но и для произвольного количества произвольно расположенных масс, а также для взаимодействия замкнутого тока и магнитного полюса.

Умов отыскивает скорость движения энергии в промежуточной среде. Он доказывает, что если в промежуточной среде движется только одна масса, сосредоточенная 'в одной точке, то энергия этой среды остается неизменной, т. е. между массой и средой нет обмена энергиями. При этом он добавляет, что неизменность энергии среды при движении массы т\ в указанных условиях есть только иное выражение закона инерции. Умов полагал, что тот же результат будет и для произвольного числа масс, находящихся в таком движении, что их относительные положения остаются неизменными.

Интересно рассмотрение случая, когда взаимодействующие тела описывают произвольные пути. Из соотношения (9) вытекает следующее уравнение:

выражающее собой закон сохранения и превращения энергии, который Умов формулирует следующим образом: изменение энергии в каком-либо объеме обусловливается полным потоком энергии через ограничивающую этот объем поверхность. Это обобщение включает в качестве частного- случая известную теорему Пойнтинга для случая электромагнитного поля.

Исходя из своего учения о промежуточной среде, Умов приходит к следующим чрезвычайно важным обобщающим положениям: "...Если известен закон взаимодействия на расстояниях конечных между однородными деятелями природы а, a1 с третьим однородным или разнородным с ним деятелем "бета" то выражение потенциальной энергии для взаимодействия деятелей а и а1 друг на друга будет:

где а есть постоянный фактор и Ха бета Ха1бета и пр. представляют слагающие сил, с которыми деятели а и а1 действуют на деятелей бета которыми мысленно непрерывно наполняется пространство, окружающее деятелей а и а1.

Тройной интеграл распространяется на все пространство, лежащее между поверхностью бесконечно большой сферы и двумя другими поверхностями, бесконечно близко облегающими деятелей а и a1.

Если деятели а и а1 суть весомые, магнитные или электрические массы, то деятель (3 есть соответственно весомая масса, магнитная масса или элемент тока и, наконец, электрическая масса... Хотя теорема, здесь приведенная, доказана только для известных нам взаимодействий на расстояниях конечных, тем не менее я считаю возможным видеть в ней выражение неизвестного нам физического соотношения или сродства между деятелями природы, действующими друг на друга на расстояниях конечных. Из приведенной теоремы вытекает следующее заключение: однородные функции координат, представляющие силы, с которыми деятели природы действуют друг на друга на расстояниях конечных, должны быть второй степени" '.

Представления Умова о взаимодействии между двумя "деятелями" природы а и а! посредством третьего деятеля [3, играющего роль передатчика, промежуточной среды, перекликаются с современными физическими представлениями, согласно которым взаимодействие между элементарными частицами осуществляется (передается) через поле или посредством третьих частиц.

В работе "Прибавление" к докторской диссертации "Уравнения движения энергии в телах", опубликованной в 1874 г., Умов определяет направление движения энергии, вводя представление о направлении движения энергии в точке.

Умов подчеркивает, что направление движения энергии вообще не совпадает с направлением линий, нормальных к поверхностям равной энергии или к поверхностям изодинамиче-ским.

Далее Умов наглядно показал, что если в упругом теле движения распространяются волнами, то условием движения энергии по нормалям к волновым поверхностям будет совпадение волновых и изодинамических поверхностей.

Умов вводит в науку новое определение луча. "Луч,- говорит он,- есть частный вид линий, по которым движется в теле энергия..." '. Эти линии, по которым движется энергия, Умов называет динамическими линиями. Поверхности, к ним нормальные, он называет статическими поверхностями, так как по ним нет движения энергии. Для случая распространения волн луч, следовательно, есть частный вид динамических линий.

Следует заметить, что умовское определение луча позже было заимствовано Кирхгофом и применено при определении светового луча. Умов писал по этому поводу, что он "сообщил Кирхгофу свои идеи о движении энергии в телах, и не исключается возможность, что данное Кирхгофом определение луча (в его работе ОезаттеНе АЬЬапсПигщеп.- А. К.) было сделано им под влиянием сообщенных ему идей" 2.

Учение Умова о движении и распределении энергии, введенные им понятия направления и скорости движения энергии, ее плотности и т. д. были необычными для 70-80-х годов прошлого столетия. Вот почему они не сразу получили признание даже передовых ученых того времени.

Уже первые его работы "Теория простых сред...", "Теория взаимодействий на расстояниях конечных..." и другие, в которых закладывались основы учения о движении энергии, были встречены в штыки реакционно настроенными учеными того времени, защищавшими идеализм в естествознании. Но особенно острая борьба развернулась вокруг труда Умова "Уравнения движения энергии в телах".

Ярым противником материалистического учения Умова о движении энергии выступил в то время профессор Новороссийского университета матерый идеалист К. И. Карастелев, утверждавший, будто бы работы Умова "Теория простых сред...", "Теория взаимодействий на расстояниях конечных..." и в особенности его докторская диссертация лишены какого бы то ни было научного смысла и представляют собой якобы простой набор математических формул.

7 сентября 1874 г. на заседании ученого совета физико-математического факультета Московского университета состоялась защита докторской диссертации Умова "Уравнения движения энергии в телах". Противники Умова выступили с резкой критикой коренных положений его докторской диссертации - о движении энергии, о ее плотности и т. д. Однако Умов решительно опроверг все возражения своих оппонентов. Ученый совет присудил Умову степень доктора физико-математических наук.

В том же году результаты работы "Уравнение движения энергии в телах" были изложены Умовым в статье "Albeitung der Bewegungleichungen der Energie in continuirlichen Körpern", которая была напечатана в журнале "Zeitschrift für Mathematik und Physik".

Идеи Умова не сразу были поняты и оценены. Только спустя семь лет после защиты и опубликования докторской диссертации Умова "Уравнения движения энергии в телах" ее идеи применил голландский физик Гринвис к исследованию вопроса о переносе энергии от одного тела к другому для случая удара упругих и неупругих шаров. Гринвис нашел, что этот перенос энергии С равен произведению силы отдачи (давлению) Я на скорость центра массы V, т. е.

С = RV. (14)

"Этот простой закон,- писал Гринвис,- согласуется с результатами Умова, найденными другим путем для движения энергии в твердых телах. Этот русский ученый, который специально не занимался соударениями и даже не упоминает о них, изучал движение энергии в предположении, что оно происходит в упругой и сжимаемой среде. Он нашел, что энергия, которая за определенное время проходит через единицу поверхности тела в направлении силы давления, равна произведению этой силы на составляющую по направлению силы скорости центра масс. В случае прямого удара уравнение III (т. е. 14.--А. К.) показывает, что это есть частный случай закона Умова (loi de Umov) и что эта часть энергии ведет себя как сжимаемая и упругая жидкость или, по крайней мере, подчиняется законам, соответствующим такому предположению... Правило Умова подтверждается также при косвенных столкновениях"'.

В 1884 г. идеи русского ученого перенял и применил к электромагнитному полю английский физик Пойнтинг. Теорема Пойнтинга об электромагнитном потоке энергии является частным случаем более общей теоремы Умова о потоке любой формы энергии в любой среде (поле).

В 80-90-х годах, вслед за Умовым, проблемой движения и распределения энергии в средах из зарубежных физиков занимались также О. Лодж, Вилли Вин, О. Хевисайд, Густав Ми, П. Друде и др. Весьма характерно, что все они в своих работах даже не упоминают имени Умова, выдавая за родоначальника учения о движении и локализации энергии Пойн-тинга. Между тем, все они были знакомы с трудами Умова, а некоторые из них (Лодж, Друде и др.) были даже лично знакомы с русским физиком и вели с ним оживленную переписку. Другие зарубежные физики, говоря о движении энергии, упоминают мимоходом имя Умова, но представляют результаты его работ в искаженном виде.

Если внимательно сравнивать работы Умова с работами, например, Вина, Ми, то становится очевидным, что они почти дословно повторяют рассуждения и математические выкладки Умова. Зарубежные физики не только не развивали дальше идеи Умова, но по некоторым вопросам сделали шаг назад. Так, Вин считал, что учение о движении и локализации энергии не применимо к исследованию гравитационного поля. Хевисайд полагал неправомерным употреблять в физике понятие "скорость энергии", а также говорить о локализации гравитационной, потенциальной энергии. О. Лодж, рассматривая энергию как субстанцию, впадал в энергетизм.

Некоторые физики приписывают Умову ошибочную точку зрения, будто бы он рассматривал энергию как некоторую субстанцию, во всем подобную весомому веществу. В действительности ученый только уподоблял движение энергии движению вещества, поскольку и энергия и вещество неуничтожимы и несоздаваемы. В докторской диссертации он писал: "Насколько движение энергии и движение сжимаемого вещества обусловливаются законом их сохранения, настолько мы имеем право уподоблять движение энергии движению подвижного и сжимаемого вещества" 1.

При этом Умов подчеркивал, что аналогия между дифференциальными законами движения энергии и движения вещества вообще не простирается далее сходства основных уравнений движения энергии с соответственными уравнениями гидродинамики.

Материалистический взгляд на энергию, изложенный в докторской диссертации, Умов развивал, и отстаивал в борьбе против идеалистического лагеря. В 1894 г. в неопубликованной "Вступительной речи в Московском университете" он указывал, что до открытия закона сохранения и превращения энергии явления природы обособлялись одно от другого, что непонимание взаимосвязи между ними неизбежно вело к антинаучным теориям о невесомых жидкостях, теплороде и т. д.

"В начале нашего столетия,- писал он,- физика представлялась раздельно стоящими, не связанными между собой отделами: акустика, свет, магнетизм, электричество. Определение количественного различия между явлениями одного и того же класса и сведение явлений данной группы к одному простейшему было содержанием работы теоретика...

В учении об электричестве и магнетизме мы имеем дело с невесомыми магнитными и электрическими жидкостями, в учении о свете - с колебаниями светового эфира. Теории, исходившие из таких обособленных, простейших гипотез, построили с помощью математического анализа, каждая в своей области, идеальный мир явлений, который сходился с явлениями действительности только в известных пределах и выделялся из среды наших знаний стройностью своего построения, изяществом математических методов, совершенствование которых продолжается и до сих пор" '.

При этом Умов с особой силой подчеркивал, что постепенное познание взаимосвязей между явлениями природы привело к окончательному изгнанию из науки представлений о невесомых. Он говорил, что контраст этих идеальных миров невесомых жидкостей с действительностью возрастал по мере развития экспериментальных знаний и открытия новых явлений.

"Воззрение на теплоту как на невесомую материю,- писал Умов,- было поколеблено: всплывало новое, усматривавшее источник тепла в движениях мельчайших, незримых частиц тел... Неустанная работа наблюдения, опыты и размышления над существующими и вновь открываемыми явлениями приводили еще с большей убедительностью к тому же заключению, что теплота есть род движения...

Нельзя было представить себе материю, хотя бы и невесомую, создаваемую работой в неограниченном количестве или превращающуюся в работу между затрачиваемой работой и выигрываемой теплотой: природа тепла, как энергия молекулярного движения, была познана. Чем далее, тем более расшатывались перегородки, разделявшие отдельные классы явлений, и наконец оказались свершенными!"2.

Далее Умов высказывает глубокую мысль: "Сознание превращаемости работы в тепло и обратно упразднило воззрение на теплоту как на невесомую материю и выдвинуло гипотезу, по которой источник тепловой энергии лежит в энергии молекулярных движений. Успехи изучения взаимной превращаемости энергии обещают разгадкой и электрическим явлениям"

Отстаивая материалистический взгляд на энергию, Умов дал высокую оценку научным заслугам Майера, доказавшего взаимную превращаемость различных форм энергии. Вместе с тем Умов отметил в учении Майера некоторые ошибочные утверждения о непознаваемости взаимной превращаемости различных форм энергии. Майер писал: "В бесчисленном множестве случаев превращения веществ и сил, происходящие как органическим, так и неорганическим путем, протекают на наших глазах, и все же каждый из этих процессов содержит в себе тайну, недоступную для познавательной способности человека" 2.

В противоположность агностикам, Умов доказывал, что человек способен познать все явления природы, в том числе и взаимную превращаемость различных форм энергии. В цитируемой выше неопубликованной "Вступительной речи в Московском университете" Умов говорил: "Верховные принципы взаимного превращения явления оказались извлекаемыми из размышления над такими свойствами природы, которые для нас обыденны и сопровождают, так сказать, наш ежедневный опыт, как бы подтверждая тем самым, что величайшие истины обыденны и доступны" 3.

Умов сумел также в значительной степени преодолеть ограниченность взглядов Гельмгольца на энергию, который игнорировал качественное своеобразие высших форм движения, сводил их только к простейшему механическому движению. В отличие от Гельмгольца, он указывал, что закон сохранения энергии распространяется не только на механическое движение, но и на все другие его формы. "Закон сохранения энергии,- подчеркивал он,- установлен для всей совокупности энергий, но не для отдельных форм; электрическая энергия, например, может исчезать, превращаясь в световую и тепловую, и т. д." 4.

Однако Умов не сумел полностью преодолеть механицизм старой физики.

Умов указывал, что открытие закона сохранения и превращения энергии нанесло смертельный удар не только учениям о невесомых жидкостях, но и антинаучным теориям виталистов об особой, божественной жизненной силе. Взгляды виталистов о жизненной силе в корне противоречили закону сохранения энергии. "Если бы вое наши работы совершались жизненной силой,- писал он,- то мы стали бы неисчерпаемыми источниками энергии..." 1.

Известно, что многие крупные физики XIX в., следуя Ньютону, изобрели для объяснения явлений природы всевозможные силы. Не случайно Энгельс упрекал, например, Гельмгольца за то, что в его работах проявляется "спекуляция силами". Гельмгольц не видел преимущества понятия "энергия" по сравнению с понятием "сила". Умов в этом вопросе пошел дальше Гельмгольца. Он указывал: "В энергетической системе представление о силе отступает на задний план перед представлением об энергии, она вносит большую определенность в теоретическую разработку явлений, чем классическая система механики; она устраняет движения, не осуществимые в природе, а потому она полнее" 2.

Умов отстаивал материалистический взгляд на энергию и в период новейшей революции в естествознании конца XIX - начала XX в. Как известно, в эти годы особенно модной среди буржуазных профессоров была энергетика Оствальда, которую В. И. Ленин охарактеризовал как путаный агностицизм, спотыкающийся кое-где в идеализм. Оствальд, как известно, пытался устранить, превзойти противоположность материализма и идеализма, устранить материю.

Ярыми проповедниками идеалистического взгляда на энергию в России были Богданов, Юшкевич, Суворов. С целью опровержения диалектического материализма они пытались "доказать", что энергия - это чистый символ или эмпирио-символ, нечто божественное. Закон сохранения и превращения энергии русские махисты превратили в пресловутый универсальный закон "экономии сил", на базе которого они пытались дать "энергетическое обоснование" марксизма.

Передовые ученые России выступили против идеалистического взгляда на энергию. Еще в 80-х годах XIX в. Чернышевский подверг уничтожающей критике английского махиста Карпентера, который в своей книге "Энергия в природе" (1884) предсказывал наступление тепловой смерти вселенной, утверждал, будто бы предметы внешнего мира существуют только в сознании человека.

Борьбу Чернышевского против махистского поветрия в естествознании продолжил А. Г. Столетов. Он резко выступил против энергетики Оствальда и его русских последователей.

Выступления Столетова против энергетической философии Оствальда полностью поддерживал Умов, возглавивший после смерти Столетова борьбу за материалистическое направление в физике.

В противовес физическим идеалистам, пытавшимся опровергнуть закон сохранения энергии, Умов неизменно доказывал, что этот закон является основополагающим законом научно-материалистического мировоззрения. В 1913 г. он с особой силой подчеркивал, что "основу новой динамики составляют два закона: сохранение энергии и импульса, или количества движения" '. В противовес махистам, Умов утверждал, что превращение энергии есть объективный процесс, связанный с движением электронов, волн, с изменениями, совершающимися в материальном мире.

В своей речи "Эволюция атома" Умов, опираясь на открытия радиоактивных явлений, решительно выступил против идеалистической теории тепловой смерти мира. "Перейдем теперь,- говорил он,- к вопросу о смерти нашего мира. Не поражало ли Вас, что, несмотря на рост энтропии, на идущее от века рассеяние энергии, наш мир никак не может умереть и небесные светила не могут потухнуть? С законом роста энтропии связан один важный вопрос: если она увеличивается, то должен был существовать момент, когда энтропия была наименьшей; он должен был совпасть с началом мира, и мы пришли бы опять к загадке: к чему было строить и пускать в ход механизм, осужденный с первого же момента своего существования на смерть? Все эти недоумения решаются всплывающими в современной физике новыми пониманиями. Подсчет энергий, который до сих пор делался, касается лишь внешних движений молекул и атомов и внешних, действующих между ними сил. Эти энергии действительно рассеиваются, но не ими одними обусловливается жизнь мира, его энергия. Они составляют лишь ничтожную крупицу той неисчерпаемой энергии, которая запасена в движениях и силах частей атомов, иначе говоря, в эфире... радиоактивные вещества содержат в себе громадные запасы энергии" 2.

В своих работах Умов на основе конкретных материалов показал, что новейшие открытия физики раскрыли взаимосвязь между энергией и массой, нанесли удар по воззрениям старой физики, разрывавшей эти важнейшие понятия физической науки. В одной из неопубликованных рукописей (1897г.) Умов указывал: "В умах современных теоретиков эта энергия (т. е. энергия электромагнитного поля излучения.- А. К.) облеклась новыми, непредвиденными свойствами. Мы привыкли отождествлять гравитационную массу тела с его инерцией. Современное учение о лучистой электромагнитной энергии, повидимому, раскалывает такое представление. Излучаемая энергия является составной частью массы тела. Излучение света уменьшает эту массу. Энергия лучей Максвелла является эквивалентной массе, как теплота и механическая энергия, и коэффициент эквивалентности представляется квадратом скорости света. Излучение переносит массу от тела излучающего к телу абсорбирующему" '.

К проблеме о взаимосвязи и взаимозависимости массы и энергии Умов возвращался неоднократно. Так, в своей знаменитой речи "Эволюция физических наук и ее идейное значение", произнесенной в 1913 г., он говорил: "Количество движения или излучается материей, или принимается ею через электромагнитное, в частности, световое давление... Электромагнитное мировоззрение указывает, что энергия, связанная с какой-нибудь массой, равна произведению этой массы на квадрат скорости света" 2.

Умов указывал, что новейшие открытия физики конца XIX - начала XX в. показали ограниченность кинетической теории газов, сыгравшей в свое время положительную роль в развитии учения о теплоте. Согласно кинетической теории теплоемкость газов не зависит от температуры. Новейшие данные науки, говорит он, напротив, показали прямую ее зависимость от температуры: с приближением к абсолютному нулю она становится исчезающе малой.

Большое значение Умов придавал созданию теории квант, которая, по его мнению, знаменовала собой настоящий переворот во взглядах на энергию. Он доказывал, что в системе, состоящей из частиц и электромагнитной среды, принцип равномерного распределения энергии невозможен и недопустим. Должна существовать какая-то прерывность, говорил он, которая препятствовала бы беспредельному высасыванию энергии из материи. Другими словами, обмен энергии между "веществом и эфиром" происходит скачками, как бы взрывами. Об этом свидетельствует открытый Столетовым фотоэлектрический эффект, а также радиоактивное излучение. "Такой взрывчатый способ отдачи энергии,- замечает Умов,- согласуется с некоторыми деталями фото-электрических явлений и излучениями радиоактивных веществ" 3.

Умов предполагал, что в обычных механических явлениях при переходе потенциальной энергии в кинетическую и обратно энергия передается также скачками, квантами. В теории квант, отмечал он, есть еще сомнительные места, которые в дальнейшем будут уточнены, но тем не менее стало достоверным, что в наши физические и химические представления следует ввести прерывность.

В работе "Возможный смысл теории квант" Умов высказывает следующие оригинальные идеи: "Неудачи, постигшие попытки вывести законы излучения и удельных теплот, исходя "з максвеллова распределения энергии в системе молекул или осцилляторов, привели, как известно, Планка к его гипотезе квант. Но причина этих неудач осталась невыясненной, и, пока не воспоследует соответственное объяснение, нельзя считать гипотезу квант единственной разрешающей задачу. Важность вопроса побуждает меня высказать здесь ту точку зрения, которая может как объяснить бесплодность прежних попыток, так и указать тот путь, который приводит к принятым в настоящее время наукой законам..." '.

Удельная теплоемкость, указывает Умов, имеет выражение

Cv = dU/dT

где Т - абсолютная температура, U - энергия неупорядоченных движений, существующих в системе. Эта величина U, по словам Умова, является определяющей и самый закон излучения. Кинетическая теория, исходя из максвелловского распределения энергии в системе, дает выражение

U = qRT/2,

где q - число степеней свободы, R - газовая постоянная.

Это выражение, указывает Умов, не согласуется с опытами. Планк дает для II другое выражение, приводящее к законам, согласным с опытом.

В чем же причина негодности классической формулы?

"Противоречия исчезнут,- указывает Умов,- если мы будем искать определения не абсолютного, а относительного неупорядоченного движения. Когда система нагревается, она получает тепло от некоторого физического агента; когда она излучает, тот же агент уносит ее теплоту. Все дело заключается в том, какие движения системы будут по отношению к этому агенту иметь значение неупорядоченных и упорядоченных? Разграничение таких движений, зависящее от соотношения между свойствами агента и свойствами материи, не должно и не может совпадать с тем, которое производится нашим разумом на основании установленных им категорий движений. Становясь на такую точку зрения, гипотеза квант получает совершенно иной смысл, и в основу рассуждений может быть положено максвеллово распределение энергии" 2.

Умов пришел к выводу, что электромагнитное поле обладает различной степенью чувствительности по отношению к неупорядоченным движениям частиц. За меру средней чувствительности электромагнитного поля Умов принимает величину --, где v есть число естественных колебаний молекулы системы, а /г - постоянная Планка.

Изложенная концепция позволила Умову, пользуясь только законом распределения Максвелла, установить формулу для средней энергии резонатора Планка. Таким образом, он в некотором смысле предвосхищает представления, принятые в волновой механике. Впервые в истории развития теории квант русский ученый выдвинул положение о том, что измерение параметров, определяющих состояние системы, имеет приближенный характер.

Представления Умова о движении и распределении энергии в средах, о ее потоке, скорости и направлении являются общепризнанными в современной физике. Они прочно завоевали себе место в таких ее разделах, как.теория поля, электродинамика, оптика, акустика, гидродинамика. Общепринятым сейчас в оптике является умовское представление о луче, как линии, определяющей направление движения энергии. Особенно большую роль в современной физике играют идеи Умова о скрытых средах, как передатчиках всех видов взаимодействия. Представления Умова о скрытых средах перекликаются с представлениями современной физики об электромагнитных, ядерных, гравитационных и других полях.

Советские физики в своих исследованиях творчески применяют и развивают дальше идеи Умова. Так, А. С. Предво-дителев в свете положений умовской теории исследовал вопрос о тепловом движении в конденсированных средах. Исходя из основного уравнения движения энергии, он получил выражение для коэффициента теплопроводности жидкости. В. Н. Кессених применил идеи Умова к исследованию вопроса о распределении энергии в акустическом поле, к разработке теории излучающих и энергопроводящих систем, играющей важную роль в современной радиофизике и акустике. Он справедливо указал, что идеи Умова ценны не только для истории физики, но являются источником эффективных методов разработки динамики континуума и теории поля.

Советский народ чтит память замечательного русского ученого-материалиста. В 1951 г. в Москве сооружен памятник, на котором высечены слова:

Выдающийся русский ученый

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ УМОВ, 1846-1915

Основатель учения о движении энергии

Своим материалистическим учением о движении энергии Н. А. Умов нанес удар и по современным физическим идеалистам, которые, идя по стопам махистов, стремятся доказать "исчезновение материи", конечность вселенной, "опровергнуть" материалистический взгляд на энергию. Великий сын русского народа Умов и сегодня является нашим соратником, нашим современником в борьбе против всех реакционных идеалистических теорий ученых лакеев империализма, против физиков-идеалистов, которые преднамеренно фальсифицируют и искажают крупнейшие открытия науки, протаскивают бога в естествознание, используют махизм в качестве оружия в борьбе против марксизма-ленинизма, против лагеря мира, демократии и социализма.

Советский народ высоко ценит материалистическое учение Умова о движении энергии, глубоко чтит замечательного русского ученого-материалиста.

1 М. В. Л о м о н о с о в. Полное собрание сочинений. Изд-во АН СССР, Л., 1951, т. П, стр. 183-185.

2 Н. А. Умов. Избранные сочинения, стр. 66.

3Н. А. Умов. Собрание сочинений, т. III, стр. 107.

4 Н. А. Умов. Теория взаимодействий на расстояниях конечных. М., 1873, стр. 1.

5 Н. А. Умов. Избранные сочинения, стр. 179.

6 Н. А. Умов. Теория простых сред, Одесса, 1873, стр. 4.

7 Н. А. Умов. Теория простых сред, стр. 5-6.

8 Ф. Энгельс. Диалектика природы, 1952, стр. 39.

9 Н. А. Умов. Теория взаимодействий на расстояниях конечных, стр. 5.

10 Ф. Энгельс. Диалектика природы, стр. 40.

11 Н. А. Умов. Теория взаимодействия на расстояниях конечных стр. 3.

12 Н. А. У м о в. Теория взаимодействия на расстояниях конечных, стр. 18.

13 "Успехи физических наук", т. III, 1923, вып. 2-3, стр. 259. 72

14 Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. 1951, стр. 13.

15 Н. А. Умов. Избранные сочинения, стр. 151.

16 Н. А. У м о в. Собрание сочинений, т. III, стр. 63.

17 Н. А. Умов. Избранные сочинения, стр. 151-152.

18 Там же, стр. 152.

19 Н. А. Умов. Избранные сочинения, стр. 201. 76

20 "ZZeitschrift für Mathematik und Physik", 1874, Вd. XIX, Н. 5, 5. 429.

21 Н. А. У м о в. Избранные сочинения, стр. 157-158.

22 Н. А. Умов. Избранные сочинения, стр. 205.

23 Там же, стр. 164.

24 Н, А. Умов. Избранные сочинения, стр. 181-182.

25Н. А. У м о в. Избранные сочинения, стр. 198-199.

26 Н. А. Умов. Избранные сочинения, стр. 205.

27 Там же, стр. 23.

28 С. Н. О г 1 п ^ 1 з. ТгапзроН с!е 1'ёпёгв!е репйап* 1е сЬос йез согрз. "АгЫуез ЫоеЬ, 1881, № 16, р. 310.

29 Н. А. Умов. Избранные сочинения, стр. 152-153.

30 Архив АН СССР, ф. 320, оп. 1, № 112, лл. 1-3.

31 Там же, лл. 3-4.

32 Архив АН СССР, ф. 320, оп. 1, № 112, л. 18.

33 Р. Майер. Закон сохранения и превращения энергии, 1933", стр. 192-193.

34 Архив АН СССР, ф. 320, оп. 1, № 112, л. 6.

35 Н. А. Умов. Собрание сочинений, т. III, стр. 68.

36 Н. А. Умов. Собрание сочинений, т. III, стр. 349.

37 Там же, стр. 175.

38 Н. А. Умов. Собрание сочинений, т. III, стр. 499.

39 Там же, стр. 282-283.

40 Архив АН СССР, ф. 320, оп. 1, № 124/1, л. 7.

41 Н. А. У м о в. Собрание сочинений, т. III, стр. 498.

42 Там же, стр. 406.

43 Н. А. Умов. Избранные сочинения, стр. 503. 3 Там же, стр. 504.


(время поиска примерно 20 секунд)

Знаете ли Вы, что релятивизм (СТО и ОТО) не является истинной наукой? - Истинная наука обязательно опирается на причинность и законы природы, данные нам в физических явлениях (фактах). В отличие от этого СТО и ОТО построены на аксиоматических постулатах, то есть принципиально недоказуемых догматах, в которые обязаны верить последователи этих учений. То есть релятивизм есть форма религии, культа, раздуваемого политической машиной мифического авторитета Эйнштейна и верных его последователей, возводимых в ранг святых от релятивистской физики. Подробнее читайте в FAQ по эфирной физике.

НОВОСТИ ФОРУМАФорум Рыцари теории эфира
Рыцари теории эфира
 13.06.2019 - 05:11: ЭКОЛОГИЯ - Ecology -> ПРОБЛЕМА ГЛОБАЛЬНОЙ ГИБЕЛИ ПЧЁЛ И ДРУГИХ ОПЫЛИТЕЛЕЙ РАСТЕНИЙ - Карим_Хайдаров.
12.06.2019 - 09:05: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> Проблема государственного терроризма - Карим_Хайдаров.
11.06.2019 - 18:05: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФИЗИКА - Experimental Physics -> Эксперименты Сёрла и его последователей с магнитами - Карим_Хайдаров.
11.06.2019 - 18:03: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Андрея Маклакова - Карим_Хайдаров.
11.06.2019 - 13:23: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Вячеслава Осиевского - Карим_Хайдаров.
11.06.2019 - 13:18: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Светланы Вислобоковой - Карим_Хайдаров.
11.06.2019 - 06:28: АСТРОФИЗИКА - Astrophysics -> К 110 летию Тунгуской катастрофы - Карим_Хайдаров.
10.06.2019 - 21:23: ВОСПИТАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ - Upbringing, Inlightening, Education -> Просвещение от Владимира Васильевича Квачкова - Карим_Хайдаров.
10.06.2019 - 19:27: СОВЕСТЬ - Conscience -> Высший разум - Карим_Хайдаров.
10.06.2019 - 19:24: ВОЙНА, ПОЛИТИКА И НАУКА - War, Politics and Science -> ЗА НАМИ БЛЮДЯТ - Карим_Хайдаров.
10.06.2019 - 19:14: СОВЕСТЬ - Conscience -> РУССКИЙ МИР - Карим_Хайдаров.
10.06.2019 - 08:40: ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ - Economy and Finances -> КОЛЛАПС МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ - Карим_Хайдаров.
Bourabai Research Institution home page

Боровское исследовательское учреждение - Bourabai Research Bourabai Research Institution