к библиотеке   к оглавлению   FAQ по эфирной физике   ТОЭЭ   ТЭЦ   ТПОИ   ТИ  

РЕАЛЬНАЯ ФИЗИКА

Глоссарий по физике

А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я  

Аэродинамическое качество

Аэродинамическое качество - безразмерная величина, являющаяся мерой транспортной эффективности летат. аппарата, движущегося в атмосфере. Она характеризует энергетич. затраты на перемещение груза на заданное расстояние. Отношение массы га летат. аппарата в полёте к силе тяги P двигат. установки представляет собой кол-во кг полётной массы, приходящихся на единицу силы тяги. При установившемся горизонтальном полёте приближённо можно считать, что тяга P уравновешивает силу лобового сопротивления Ха летат. аппарата, а подъёмная сила Yа - полётную массу летат. аппарата.

111999-190.jpg

Рис. 1. Типичные поляры самолёта при дозвуковых (M<1) и сверхзвуковых (М>1) скоростях полёта.

111999-191.jpg

Рис. 2. Зависимость аэродинамического качества К от угла атаки a.

Поэтому соблюдается численное равенство 111999-192.jpg . Величина111999-193.jpg111999-194.jpg наз. А. к. летат. аппарата (111999-195.jpg - коэф. аэродинамич. подъёмной силы, Сха - коэф. лобового сопротивления; см. Аэродинамические коэффициенты ).При отсутствии боковых составляющих аэродинамич. силы А. к. равно тангенсу угла наклона результирующей аэродинамич. силы к направлению скорости полёта. Графич. зависимость 111999-196.jpg наз. полярой, она позволяет определить А. к. (рис. 1). Максимальному А. к. соответствует точка касания поляры с прямой, проведённой из начала координат.

Аэродинамическое качество оценивает, в частности, дальность планирования LПЛ, летат. аппарата с выключенным двигателем с высоты H: 111999-197.jpg , к-рая будет максимальной при угле атаки aн, соответствующем Кмакс (рис. 2).

Аэродинамическое качество определяется гл. обр. формой тела, а также условиями полёта (скорость, высота и т. п.) и меняется от 0 (сфера) до неск. десятков (крыло). Для наиб. совершенных аэродинамич. форм (планёр) А. к. при малых дозвуковых скоростях может превышать 40, у дозвуковых самолётов - 15-20. Для тела заданной формы вид зависимости 111999-198.jpg меняется с изменением чисел Маха M и Рейнольдса Re, соответствующим условиям полёта. При сверхзвуковых скоростях полёта (рис. 1) А. к. тела значительно меньше, чем при дозвуковых и для лучших несущих поверхностей ~6.

'; ?>

Ю. А. Рыжов, С. Л. Вишневецкий.

к библиотеке   к оглавлению   FAQ по эфирной физике   ТОЭЭ   ТЭЦ   ТПОИ   ТИ